Найти тему
Misha Mix

Рождественские традиции в Сербии: 6 января Бадни дан.

За день до Рождества, 6 января, отмечается Сочельник, называемый на Балканах Бадни дан, изобилующий древними ритуалами, традициями и являющийся последним и самым строгим днем ​​рождественского поста.

Еще до восхода солнца в сербских селах раздается стрельба из ружей - таким образом главы семейств объявляют о торжественном походе в лес за бадняком - деревцем дуба, который всегда был священным деревом у славян.

-2

Бадняк срубают рано утром в лесу и ставят перед домом, а вечером заносят в дом. Хозяин идет в лес за бадняком с кем-то из помощников, обычно со старшим сыном, при этом дерево необходимо срубить тремя ударами, предварительно произнеся молитву и трижды перекрестившись. Надо постараться, чтобы оно упало на восток. Если дерево не упало даже после третьего удара, дальше его нужно ломать только вручную, так как повторные удары недопустимы.

В зависимости от региона может быть разный бадняк - где-то ствол дубового деревца, где-то только дубовые ветки, его количество также может быть разным. В некоторых регионах срубают один бадняк, в некоторых два или три, а в некоторых по количеству мужчин в доме.

Бадняк должен быть настолько большим, чтобы хозяин мог принести его домой на плече. Это деревце, в соответствии с традицией, должно будет прогорать в домашнем очаге в течение последующих трех праздничных дней.

По народному убеждению, первая щепка (серб. - ивер), отделенная от дерева, обладает магической силой и большая удача, если помощник поймает ее на лету, пока она не коснулась земли. Ивер приносят в дом в дар хозяйке. Считается, что если поместить ивер возле таза с молоком, то сливки весь год будут жирные; если положить ивер возле улья, никто не сможет нанести вред пчелам; если бросить ивер в воду, то вода приобретет целебную силу. Иногда ивер кладут под дрожжи, чтобы все в доме росло как на дрожжах.

Бадняк символизирует дерево, которое пастухи принесли в дар праведнику Иосифу, чтобы согреть холодную пещеру, в которой родился Иисус Христос. В тоже время дубовое деревце символизируют крепость, т.е. крепкое здоровье домочадцев.

Пока хозяин дома занят бадняком, оставшиеся дома члены семьи разжигают во дворе огонь и готовят на вертеле забитого накануне в Туциндан поросенка - печеницу, а женщины занимаются рождественской выпечкой.

Вечером, когда стемнеет, хозяин и его сыновья торжественно вносят в дом приготовленную во дворе печеницу, бадняк и солому, что сопровождается приветственными речами со стороны домочадцев. Печеницу посыпают овсом и пшеницей и оставляют у восточной стены дома возле икон, ее в этот вечер не едят, так как Рождественский пост заканчивается только на следующий день.

Хозяин обходит с бадняком все углы дома, кидая в каждый угол по ореху, что считается жертвой предкам. Бадняк чествуют все члены семьи, общаются с ним как с живым существом - целуют, украшают шерстяными красными нитями, посыпают пшеницей, намазывают медом и кладут на домашний очаг.

Соломой хозяйка застилает пол и разбрасывает по ней сладости, орехи и монетки, а дети ищут их, изображая при этом цыплят. Солома символизирует пещеру в которой родился Господь. После окончания Рождественских праздников, солома выносится в амбар или сарай, где ей оборачивают фрукты, чтобы был хороший урожай.

Бадняк и солома заносятся также во все церкви и монастыри, что сопровождается торжественными церемониями. Бадняк освящается по сербским обычаям, а затем сжигается. Для городских жителей участие в церемонии сжигания бадняка является едва ли не единственной возможностью сохранить верность древней традиции предков.

В некоторых частях Воеводины дети собираются вечером перед ужином и идут на колядки (у сербов это называют коринджанье - коринђање) - навещают дома по соседству, поют колядные песни, возвещая о радостном наступлении Рождества и ждут, что хозяева преподнесут им подарки. Народные обычаи гласят, что чем громче поют коринджаши, тем больше счастья они приносят в дом, который они посещают. Хозяева дома дарят детям яблоки, конфеты, сладости, орехи, иногда деньги.

На застеленном соломой полу раскладывается скатерть для Рождественского ужина, на который собирается вся семья, подаются постные блюда, обычно это рыба, запеканка из фасоли, мед, орехи, фрукты, вино. Рождественский хлеб не режут ножом, а ломают вручную.

Место трапезы в период рождественских праздников не должно никак меняться, в это время не принято и выкидывать мусор из дома.

В наше время уже конечно нет неукоснительного соблюдения ритуалов, особенно среди горожан, когда ужинают за столом, но тем не менее, стараются рядом поставить хотя бы маленький пучок соломы с веточкой кизила, да и в лес за бадняком уже мало кто ходит, но в этом случае обязательно покупают его в этот день на городских рынках.

-3