Найти в Дзене
Картинки с выставки

Улыбка нефритового Будды

В новогодние праздники хочется говорить о чем-то сказочном, далеком и сияющем, о чем так прямо и не скажешь, правда это или вымысел. Но храмы столицы Таиланда — Бангкока несомненно настоящие, хотя бы потому, что я их когда-то видела.

Самое потрясающее впечатление на меня произвели 3 так называемых вата. Один из них, Ват Пхра Кео, расположен на территории Большого дворца и находится под личным патронатом короля Таиланда. Но обо всем по порядку.

Ват Пхра Кео — из свободного доступа
Ват Пхра Кео — из свободного доступа

Ваты — это не просто сверкающие всеми цветами храмовые комплексы, но, скорее, некие священные территории, пространственно объединяющие различные культовые сооружения, как торжественные, так и сугубо функциональные. Здесь же могут располагаться стоящие особняком жилые постройки с кельями для монахов.

В качестве религиозных зданий ваты включают: ступы или чеди — ритуальные постройки конической формы; вихары — уединенные комнаты для молитв; сала — павильоны для релаксации и занятий духовными практиками. Но важнейшим сооружением является бот — здание, где находится главная святыня вата, и это, конечно, центральное изображение Будды.

Ват Пхра Кео считается самым значимым храмовым комплексом не только Бангкока, но и всего Таиланда. Он занимает почти 95 га, расположен на территории Большого королевского дворца и возведен вместе с ним в 1784 году.

Центральное здание (бот) в Ват Пхра Кео является вместилищем древней статуэтки Будды, вырезанной из единого куска нефрита, отделанной вставками из чистого золота и бриллиантами. Она называется Изумрудным Буддой; невелика, имеет 26 дюймов в высоту и 19 дюймов в ширину, но власть ее поистине безгранична. Обладая этим древним изображением, излучающим мощную животворную энергию, правители обеспечивают себе легитимность, а своим подданным, ни много ни мало, защиту и процветание.

Изумрудный Будда, главная святыня Таиланда — из свободного доступа
Изумрудный Будда, главная святыня Таиланда — из свободного доступа

Сразу возникает вопрос: если главная святыня Ват Пхра Кео выполнена из нефрита, почему же она называется Изумрудным Буддой? Дело в том, что определение "изумрудный" в данном случае характеризует не материал, а цвет: насыщенный зеленый, глубокий и прозрачный.

Три раза в год Изумрудного Будду переодевают в драгоценные одежды, как бы подготавливая к очередному годовому сезону. Прикасаться к нему, восседающему в позе нирваны, с улыбкой покоя на губах, может только тайский король. Поэтому церемонию смены облачений нефритовой фигуры в зависимости от сезона — летнего, дождливого или зимнего, монарх производит собственноручно.

Облачения Изумрудного Будды для дождливого, летнего и зимнего сезонов — из свободного доступа
Облачения Изумрудного Будды для дождливого, летнего и зимнего сезонов — из свободного доступа

В королевской церемонии участвуют процессии монахов и высокопоставленных лиц. Король разбрызгивает воду над головами подданных, чтобы призвать удачу в предстоящем сезоне. Для лета Изумрудному Будде предназначен золотой наряд, инкрустированный бриллиантами, и остроконечная золотая корона; сезону дождей соответствует позолоченный монашеский наряд, перекинутый через левое плечо, с головным убором, а зимнему — свободный халат из золотых бусин, плотно закрывающий фигуру от самой шеи.

Пхра Си Раттана Чеди. По преданию здесь покоится сам Будда — из свободного доступа
Пхра Си Раттана Чеди. По преданию здесь покоится сам Будда — из свободного доступа

Среди многочисленных ритуальных сооружений Ват Пхра Кео выделяется монументальная ступа Пхра Си Раттана Чеди, в которой по легенде хранится прах самого Будды. В сала на западной стороне храмового комплекса установлена бронзовая фигура отшельника, имеющая целительные свойства. Паломники возлагают к ногам святого благовония, фрукты и цветы с просьбами о здоровье, своем и своих близких.

Исцеляющая фигура отшельника — из свободного доступа
Исцеляющая фигура отшельника — из свободного доступа

В Бангкоке все ваты действующие, поэтому при посещении храмов следует придерживаться некоторых правил. Во-первых, они касаются одежды, которая не должна быть короткой или обтягивающей, но обязана закрывать руки, плечи и колени. Не допускаются спортивные костюмы и шлепанцы без задников. Кроме того, женщинам не следует прикасаться к монахам, также никому нельзя передавать им что-то из рук в руки. Лучше нужный предмет учтиво перед ними положить.

Еще одна особенность первого вата Таиланда: в подавляющем большинстве храмовых комплексов есть особые жилые зоны с кельями для монахов. Однако в Ват Пхра Кео такого жилья нет, и это является его отличительной чертой.