Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Жена Валентина Серова Ольга Трубникова: с такого лица только ангелов писать

Оглавление

История любви художника Валентина Серова и его жены Ольги Трубниковой проста и отрадна. Единственное, чего в ней нет, так это тихой старости вместе и смерти в один день. В формуле счастья «долго и счастливо» у Серовых отсутствует слагаемое «долго». Ольга Фёдоровна вдовствовала с 46 лет, и на момент смерти Валентина Александровича их младшей дочери исполнилось всего три года.

Валентин Серов, Ольга Трубникова, 1880-е.  (ей тут ок. 20 лет)
Валентин Серов, Ольга Трубникова, 1880-е. (ей тут ок. 20 лет)

Знакомство

Познакомились Валентин и Ольга в гостеприимном доме тёти художника, Аделаиды Семёновны Симонович и ее мужа, известного доктора Якова Мироновича Симоновича. Ольга осталась сиротой и воспитывалась в этой семье. Сначала её взяли на время, пока искали хорошее место в сиротском приюте, а потом дочери Симоновичей уговорили родителей оставить девочку.

Мария Яковлевна Львова (Симонович) так вспоминала об этом:

«... приемная дочь моих родителей Ольга Ф[едоровна] Трубникова воспитывалась вместе с нами с 10-летнего возраста. Чуть ли не 13-й ребенок своих родителей, когда-то очень богатых помещиков Тамбовской губернии, очутилась с матерью в Петербурге после смерти ее отца, а заложенное и перезаложенное имение не давало дохода, и мать зарабатывала шитьем белья на свое существование. Девочка осталась сиротой после смерти исчезнувшей от туберкулеза [матери], и ее собирались поместить в сиротский приют. Мой отец выхлопатывал для нее место, но вакантного сейчас не оказалось, и девочка жила пока у нас, где было уже пять человек детей. Когда же через несколько месяцев приют мог принять, то мы, дети, не захотели с нею расстаться, и она осталась у нас».
Валентин Серов, Ольга Фёдоровна Трубникова, графический портрет и портрет маслом и фотография Ольги Трубниковой, 1885 г.
Валентин Серов, Ольга Фёдоровна Трубникова, графический портрет и портрет маслом и фотография Ольги Трубниковой, 1885 г.

Период влюблённости не обошёлся без курьёза. Однажды Михаил Врубель решил писать Гамлета и попросил Серова позировать, а Офелией выбрал Машу Симонович. Валентин Александрович очень переживал, что талантливый Врубель понравится Ольге, поэтому решил привлечь внимание к себе экстравагантным способом. Кузины сшили Серову из простыней клоунский костюм, он разыскал себе турецкие туфли с загнутыми носами, набелил лицо и весь вечер изображал Пьеро. Эффект был достигнут: в глазах Ольги Серов затмил блистательного Врубеля. Зная Валентина как сдержанного и простого человека, девушка весь вечер скрывала испуг нарочито громким смехом. А вскоре после этого вечера между молодыми людьми произошло объяснение. Было им в ту пору по 19 лет.

Валентин Серов, У окна. О. Ф. Трубникова, холст на картоне, масло, 1886 г.
Валентин Серов, У окна. О. Ф. Трубникова, холст на картоне, масло, 1886 г.

Испытания чувств

Из-за подозрения на туберкулёз в 1885 году Ольге пришлось уехать в Одессу. Когда худшие опасения не подтвердились, она нашла там работу и не спешила возвращаться в дом приёмных родителей. А Серов чуть позже отправился в ученическую поездку по Европе.

В сентябре, наплевав на занятия в Академии, художник прибыл в Одессу к своей любимой Лёле. Прожив там несколько месяцев, он отправился в Петербург, потом в Москву, потом в Италию. Таким образом влюблённые не могли воссоединиться несколько лет, потому что Валентин Александрович учился и был не в состоянии прокормить семью. Его письма того времени полны беспокойства:

«Лёля милая, брось, прошу тебя, тоскливые думы. Смотри веселее и не думай бросать меня — слышишь? На мои колебания бывшие не смотри, я вообще во всём сильно колеблющийся, но теперь крепну помаленьку и думаю, что понемногу и наши отношения установятся».

И она ждала.

Валентин Серов, Ольга Фёдоровна Серова, холст, масло, 1890 г.
Валентин Серов, Ольга Фёдоровна Серова, холст, масло, 1890 г.

Свадьба

Венчание Валентина Александровича и Ольги Федоровны состоялось 29 января 1889 года в Санкт-Петербурге во Введенской лейб-гвардии Семеновского полка церкви. Свадьба была очень скромной. Серов задерживался, все уже начали волноваться. Но вот он прибыл один на извозчике, а после венчания все пили чай в меблированных комнатах, где жил художник.

«Так сказать, образ жизни моей с женитьбой мало изменился. Пишу портрет», — писал новобрачный своему другу через несколько дней после свадьбы.

Валентин Серов, Летом. Портрет Ольги Фёдоровны Серовой, холст, масло,1895 г.
Валентин Серов, Летом. Портрет Ольги Фёдоровны Серовой, холст, масло,1895 г.

Ольгу Фёдоровну полюбили все: друзья, родные, поклонники Серова. Они видели, что она отлично подходит на роль жены великого художника и не помешает работе.

А преподаватель Валентина Александровича Павел Петрович Чистяков, с которым художник познакомил свою молодую супругу, сказал: «Ну, с такого лица только ангелов писать».

Семейное счастье

И она стала добрым, нежным и любящим ангелом-хранителем своего гениального мужа и шестерых детей, требующих постоянной самоотдачи. Из-за большой занятости Валентина Александровича, его частых вынужденных отъездов из дома большая часть семейных забот была в ведомости Ольги Федоровны.

«Времени заниматься воспитанием детей у папы было мало, а детей много шесть человек: я старшая, вспоминала Ольга Валентиновна Серова, первенец в семье, потом четыре брата и младшая дочь Наташа, которой было три года, когда папа умер. Воспитание главным образом ложилось на маму». И далее: «Атмосфера в доме у нас была отнюдь не богемная. Все были заняты, учились, <...> занимались музыкой. Братья учились ещё столярному ремеслу. <...> Мама была жизнерадостной и оптимистичной по природе. Всегда надеялась на лучшее и просто, и легко, и вместе с тем энергично шла навстречу опасности, стараясь сделать все возможное, чтобы ее устранить или умерить».

Даже строительство дачи на море в Ино, в Финляндии, где семья чаще всего собиралась вместе, тоже во многом её заслуга. И в строках письма Валентина Серова чувствуется, сколько силы и строгости было в этой хрупкой женщине:

«Ну, а Петр работает? И рабочих прислал? Ну, а рамы делаются? Так, так. Ну, а вот лодочка, как лодочка поживает? Ну, и как в ней мальчики катаются? Хорошо ли и слушаются ли они тебя а? Так, ну хорошо, коли слушаются».

«Писаться у Серова опасно», говорил Александр Бенуа. Действительно, художник так умел обнажить сущность портретируемого, что некоторые модели не любили свои портреты работы Серова. Даже родная мать после позирования сыну признавалась, что чувствовала себя словно на Страшном суде. Однако Ольга Трубникова могла не бояться разоблачения — с холстов Валентина Серова смотрит волевая, скромная и чистая душа.

Ольга Фёдоровна Серова умерла в 1927 году, пережив мужа на 16 лет, и все оставшиеся годы её жизни были посвящены семье и творческому наследию, которое оставил Валентин Александрович Серов.

Берегите вдохновение!

Ваша К С.

Наталия Нордман: «Репин говорил мне: лицо у тебя гуттаперчевое, со всеми признаками красоты и уродства»