Маркетинговая индустрия продолжает расти. И это хорошие новости для тех, кто хочет работать в сфере маркетинга. Сегодня мы расскажем о том, какие направления пользуются наибольшим спросом, а также о специфике работы в каждом из них.
1. Маркетинг в социальных сетях (SMM)
Некоторые люди ошибочно думают, что в социальных сетях сидят сотрудники какой-либо компании и ради развлечения постят туда новости или фотографии своих товаров. Да, так было раньше, когда социальные сети только зарождались. Но сегодня маркетинг в социальных сетях вышел на новую ступень развития. Чем крупнее компания - тем больше SMM-щиков в штате, а требования к их профессиональным навыкам постоянно растут. За стратегией развития в социальных сетях следят топ-менеджеры или директора по маркетингу.
Профессиональный SMM-щик должен быть, в первую очередь, отличным редактором-копирайтером. Умение писать увлекательно - одно из важнейших качеств такого специалиста. Во-вторых, важно умение мыслить стратегически. В этом его сходство с бренд-менеджером.
Маркетологи в социальных сетях публикуют контент на основе разработанного контент-плана. В их задачи также входит взаимодействие с целевой аудиторией в режиме реального времени, подготовка отчетов, планирование PR-кампаний. При этом SMM-щики постоянно тесно взаимодействуют с другими маркетологами в компании.
Хорошо или плохо работает специалист можно узнать по его выполнению KPI (ключевых показателей эффективности). Обычно с такими показателями знакомят сотрудника на этапе трудоустройства или запуска проекта.
Чтобы работать SMM-щиком в крупной компании, необходимо очень хорошо разбираться в особенностях каждой социальной платформы, ее возможностях и ограничениях. Если у вас нет опыта работы в данном направлении, придумайте стратегию развития любого понравившегося вам бренда или той компании, в которую вы хотите устроиться.
2. Email-маркетинг
Каждая соцсеть использует собственные алгоритмы показа информации аудитории. Критерии, по которым осуществляется показ, часто держится в секрете. То, что публикуют SMM-щики, увидит лишь часть пользователей социальной платформы. Поэтому компании ищут дополнительные возможности для охвата целевой аудитории.
Одним из эффективных способов донесения информации до сих пор остается email-рассылка. База, по которой рассылаются письма, собирается годами, в ней находятся более лояльные бренду пользователи. Как правило, эти люди уже давали согласие на получение информации таким способом при покупке какого-либо товара или услуги.
При работе в email-маркетинге важно соблюдать баланс между анализом данных и редакционной стратегией. Необходимо знать, какие статьи вышли на сайте компании, какие акции проходят сейчас и ожидаются в будущем и нативно включать эту информацию в рассылку.
Специалист по email-рассылке должен разбираться в технических нюансах, знать основных поставщиков услуг на массовые рассылки, проводить A / B-тесты и другие эксперименты, направленные на повышение производительности.
3. Бренд-менеджмент
Бренд-менеджер следит за внутренней и внешней коммуникацией компании и формирует образ бренда компании или продуктовой линейки.
Работа в области управления брендом - это синтез творчества и управления проектами. У бренд-менеджера должны быть организационные навыки и опыт работы в маркетинге.
4. Контент-маркетинг и копирайтинг
Контент-маркетологи и копирайтеры создают публикации, которые в увлекательной форме продают товары и услуги или нацелены на достижение какой-либо определенной задачи.
Умение рассказывать историю имеет первостепенное значение для работы. Люди ненавидят, когда им прямым текстом говорят: "Купи, купи". Сторителлинг развлекает потребителей и безболезненно подводит их к этапу покупки товара или услуги.
Очевидно, что для работы в этом направлении необходимо уметь писать интересно, грамотно и разножанрово: короткие посты для соцсетей, сценарии видео, статьи, комментарии и тд. Также важно уметь с помощью слова достигать нужного результата.
Натренировать этот навык можно довольно простым способом. Напишите историю, а потом перечитайте ее и ответьте себе на вопрос: "Что я смогу добиться этой публикацией?"
5. Продуктовый маркетинг
Продуктовые маркетологи часто выступают в качестве важного связующего звена между маркетинговой командой и коллегами в области управления продуктами, разработки, продаж, управления счетами, обслуживания клиентов и т. д. Они проводят много времени, изучая свою целевую аудиторию, анализируя, что хотят и в чем нуждаются люди, и «переводят» информацию об опыте клиентов тем, кому поручено создавать и продвигать предложения компании.
Исходя из этого, продуктовые маркетологи должны уметь работать в режиме многозадачности и обладать высочайшими коммуникационными способностями.
К обязанностям таких специалистов относится создание и актуализация руководств по продажам и презентациям, краткосрочные тренинги по продажам, запуск продукта, проведение конкурентной / рыночной разведки и анализ покупок.
Хотите работать в продуктовом маркетинге - изучайте истории становления крупных брендов, читайте о том, как продвигаются продукты.
6. Маркетинговая аналитика
Современный маркетинг невозможен без конкретных показателей и аналитики. Маркетологи-аналитики специализируются на получении и изучении данных компании и представлении своих результатов внутри компании для корректировки маркетинговой стратегии .
Маркетолог-аналитик должен уметь четко излагать свои мысли, основанные на конкретных числовых показателях. Такие специалисты могут специализироваться на маркетинге роста - области маркетингового анализа, которая призвана обеспечить быстрый рост с точки зрения пользователей, клиентов и / или доходов.
7. PR/Корпоративные коммуникации
Маркетолог, специализирующийся на связях с общественностью или корпоративных коммуникациях, будет, как и многие другие направления в нашем списке, тесно сотрудничать с маркетологами в социальных сетях, контент-маркетологами и event- маркетологами.
Перед представителями по связям с общественностью часто стоит задача продвигать контент, создаваемый маркетологами компании, а также бренд и компанию в целом. Ценный PR-специалист имеет собственную базу профессиональных контактов для реализации поставленных задач.
PR-специалисты должны уметь писать пресс-релизы и налаживать отношения с отраслевыми журналистами, которые будут заинтересованы в новостях вашей компании.
Работая в сфере PR, придется постоянно общаться по телефону или на корпоративных мероприятиях с потенциальными заинтересованными сторонами, журналистами, приглашенными докладчиками и профессионалами в области коммуникаций.
8. Event-маркетинг
Деятельность event-маркетолога зависит от общей цели компании. Если вы специализируетесь на событийном маркетинге, возможно, вы придумываете вирусные «экспериментальные» маркетинговые трюки. Если вы работаете в B2B-компании, вы можете проектировать корпоративные стенды для выставок, отслеживать потенциальных клиентов, работать с раздаточными материалами, корпоративными товарами и тд.
Эта сфера деятельности требует отличных навыков межличностного общения, умения контролировать свои эмоции и высочайших организаторских способностей.
Начать работать в сфере event-маркетинга можно в качестве волонтера на городском мероприятии или студенческом вечере, например. Сможете сохранять спокойствие в любых неожиданных ситуациях и легко поддерживать разговор с незнакомыми людьми? Тогда эта сфера для вас.
9. SEO / SEM и электронная коммерция
Поисковая оптимизация (SEO) и маркетинг в поисковых системах (SEM) основаны на идее, что большинство потенциальных потребителей ищут ответы на свои вопросы перед покупкой через поисковые системы Яндекс, Google и тд
SEO - это практика адаптации веб-сайта и маркетингового контента компании к требованиям поисковых систем, и SEM развивает эту идею еще больше, ориентируясь на потенциальных клиентов, которые используют поисковые системы через платную рекламу.
Поиск - действительно прибыльная и захватывающая область работы, поскольку алгоритмы поисковых систем меняются так быстро, что ваша повседневная жизнь как специалиста по SEO или SEM, вероятно, сильно изменится. В конце концов, маркетологи, специализирующиеся на SEO, постоянно пытаются согласовать онлайн-стратегию компании с рядом алгоритмов, которые Google и другие компании могут корректировать в любой момент.
Вы также можете специализироваться на электронной коммерции в качестве маркетолога, что представляет собой сочетание маркетинга в поисковых системах, контент-маркетинга и продуктового маркетинга. Профессионалы электронной коммерции наблюдают за всеми денежными транзакциями, которые происходят в сети между компанией и ее клиентской базой, от интернет-магазинов до платного членства.
Хотя маркетологи, специализирующиеся на SEO, безусловно, пользуются спросом, знакомство с тактикой поисковых систем на данном этапе в значительной степени является обязательным для любого специалиста по коммуникациям.
Отличный способ отточить и продемонстрировать свои навыки - создать для себя личный веб-сайт и отработать на нем ключевые моменты стратегии SEO.
Независимо от того, какое маркетинговое направление вы выберите, каждый специалист в данной сфере должен обладать навыками межличностного общения, грамотной устной и письменной речью, а также уметь работать с данными.