Вот он настал, этот чудесный миг, когда вы поставили завершающую точку в конце своего романа. Пришла пора штурмовать издательства. И у многих авторов возникает вопрос: что же именно надо отправить и как написать, чтобы обратить на себя внимание.
Во-первых, вы должны помнить, что ваше письмо получит редактор. Редактор это не какое-то абстрактное существо, энергетическая сущность, а обычный человек из плоти и крови. Поэтому, как говорится, будьте взаимовежливы. Да, именно - начинаем с вежливого сопроводительного письма. Такое письмо составляется по правилам любого письма с одной оговоркой: вы пишете не брату в деревню, а возможному работодателю, поэтому тон письма должен быть деловой и ни в коем случае не панибратский. Начинаем письмо со слов "Здравствуйте!" или "Добрый день!" Далее следует представиться: "Меня зовут Иван Иванов." Далее кратко обрисовать суть своего обращения. Не надо писать про то, как долго и в каких муках вы создавали свой шедевр, сколько водки было выпито, сколько раз вы переписывали финальную сцену - редактора это не интересует от слова "совсем". Помните - читать вашу писанину его работа, а не развлечение. Поэтому пишете максимально кратко и с соблюдением субординации: "Прошу Вас рассмотреть возможность издания в издательстве (название) моего романа "Синяя тапочка". Далее следует указать жанр произведения и объем в знаках с пробелами или в авторских листах (авторский лист, он же АЛ, он же алка это 40 000 знаков с пробелами по Ворду, подсчитывается во вкладке "статистика") и способы связаться с вами. То есть, ваше письмо должно выглядеть вот так:
Здравствуйте!
Меня зовут Иван Иванов.
Прошу Вас рассмотреть возможность издания в издательстве "Буковки" моего романа "Синяя тапочка".
Жанр: мистический триллер
Объем: 420 572 знака с пробелами (10,5 АЛ).
Мой мейл: *******@****.ru
Телефон: 8 (123) 456 78 91
Число и подпись.
Этого вполне достаточно. Упаси вас Боже писать в своем письме что-то типа "гениальное произведение", "шикарный роман, которые перевернет мир", "эта книга станет для вас открытием", "такого вы еще не видели" - будьте уверены - видели и много раз. Редактор только и делает, что сталкивается с такими нетленками вот таких гениев и подобное бахвальство вызовет у него рвотный рефлекс и желание сжечь вашу рукопись до прочтения.
Во-вторых. Это важно. Большинство издательств, работающих с крупными формами, на начальном этапе рассматривают только синопсисы. Поэтому не надо отправлять в издательство весь талмуд целиком - его не будут читать. Отправляйте синопсис.
Синопсис это описание произведения. Не краткое содержание, а именно описание произведения. Посредством синопсиса вы пытаетесь продать свое произведение издательству. Поэтому писать синопсис надо учиться, этой теме будет посвящена отдельная статья.
Итак, когда у вас все готово, то по электронной почте отправляете ваше письмо с синопсисом в издательство, запасаетесь терпением и ждете ответа...
Фишечка в том, что ответа может не быть. Никогда. Вообще. Это значит только одно - ваше предложение не заинтересовало редактора. Впрочем, иногда они возвращаются отвечают. Вариантов ответа только два: вам откажут с вежливой формулировкой типа "В настоящее время мы не имеем возможности сотрудничать с вами" (или что-то в таком стиле), или... Или вас попросят прислать произведение целиком. Считайте, что вам повезло и вы хоть в чем-то преуспели - как минимум, писать синопсисы вы умеете. Однако просьба прислать рукопись вовсе не означает, что с вами уже готовы заключить договор. Просьба прислать рукопись это всего лишь просьба прислать рукопись и не более того. Высока вероятность, что редактор прочитает два-три абзаца и отправит ваш шедевр в корзину. И даже не уведомит вас об этом.
Сколько нужно ждать ответа от издательства, чтобы понять, что "Ой, все"? Трудно сказать. Иногда ответ приходит через несколько дней, но чаще - через месяц, два, три. Один автор писал, что ему только через полгода сообщили о том, что его книгу поставили в план. Поэтому есть лайфхак: отправляйте синопсис сразу в несколько издательств. И тут, как говорится, кто первый встал, того и тапочки. И синие, и розовые.
Как быть, если ответа нет? Ну, прошел, скажем, месяц, а вам так никто и не написал. Отправить вежливое письмо с напоминанием, в котором вы поинтересуетесь судьбой своей рукописи. Например:
Здравствуйте!
Меня зовут Иван Иванов. 1 сентября 2020 года я отправил в вашу редакцию письмо с просьбой рассмотреть возможность издания своей книги"Синяя тапочка" в вашем издательстве, но не получил ответа. Не могли бы Вы сообщить мне о своем решении?
Ответа опять может не быть. Подождите месяц и сделайте такой же запрос еще раз. Если и после этого вы не получите ответа, то занесите это издательство в черный список и ближайшие год-два ничего им не отправляйте, поскольку ясно, что они по-свински обходятся с авторами. Но вот чего вам точно не стоит делать, так это выкатывать им свои претензии, ругаться, оскорблять, угрожать "рассказать всю правду в соцсетях". Издательства как авиакомпании - дебоширов заносят в черный список. Невоспитанный редактор может уйти, а ваше имя в ЧС останется.
Ну и вывод из всего этого таков: если вы отправили свое произведение в 5-6-7-10-20 издательств и ни одно им не заинтересовалось, значит, проблема не в издательствах, а в вашем произведении. Увы.