Эдмунд де Вааль
«ЗАЯЦ С ЯНТАРНЫМИ ГЛАЗАМИ»
2010
Английский художник-керамист Эдмунд де Вааль получил коллекцию традиционных японских фигурок нэцке - «очень большую коллекцию очень мелких вещиц» - от своего двоюродного деда Игги, а тот - от своего деда. Эта коллекция прошла большой путь из Японии в парижские гостиные ХХ века, оттуда в Вену ХХ века и после войны - в Токио. Фигурки эти в отличие от людей, ими обладавших, — a ne Вааль параллельно описывает историю еврейской ветви своей семьи - сумели невредимыми пройти через холокост. История их спасения становится символом сопротивления истреблению памяти - есть вещи, уничтожить которые невозможно.
Амели Нотомб
«СТРАХ И ТРЕПЕТ»
1999
Бельгийская писательница Амели Нотомб - дочь дипломата и потому до пяти лет жила в Японии, куда ей всегда хотелось вернуться, как на Родину, После окончания университета 20-летняя Нотомб приезжает в Японию, поступает на службу в крупную компанию, но быстро обнаруживает, что ее превосходное знание японского языка и неплохое представление о японских традициях скорее мешают ей, чем помогают; японцы возмущаются любой инициативой и видят в молодой бельгийке лишь доказательство тупости европейцев. Все попытки найти свое место заканчиваются для героини Нотомб ссылкой в туалетную комнату. Кроме «Страха и трепета» у Нотомб есть книга «Гокийская невеста» про роман с японским юношей. Вместе эти романы замечательно описывают, почему Запад и Восток никогда не сойдутся и объединить их может только краткий миг любовной истомы.
Инухико Емота
«TEOPHA КАВАЙИ»
2017
Эпидемия кавайи охватила Японию в конце 1980-х, когда все вдруг стало «миленьким» И «славненьким», Профессор-семиолог Инухико Емота ищет признаки кавайи начиная со средневековых текстов и вспоминает, как его поразило, когда одна журналистка в 1980-х назвала «кавайным» стареющего императора. Во всеобщем увлечении ему видится огромное притворство, даже патология, и он предрекает, что, когда кавайность покажет свое истинное лицо, «в нашем обществе случится катастрофа».
Джеймсе Клавелл
«СЕГУН»
1975
Мир пережил несколько периодов увлечения Японией, но самый большой бум случился с выходом в 1975-м «Сегуна»
и появлением следом сериала по нему. В основе романа - реальная история Уильяма Адамса, голландского матроса, которого в начале ХVII века после кораблекрушения выбросило на берег закрытой для иностранцев Японии. Он остался, завел семью и стал самураем при дворе японского императора. Эта приключенческая сага в 1200 страниц, большую часть которых занимает кровь, интриги и любовь, дает возможность читателю немного понять эту совсем не кавайную жестокую страну, где жизнь настолько ничего не значит, что ей можно по-настоящему наслаждаться.
Дэвид Митчелл
«СОН М9»
2007
Самые популярные японские писатели конца ХХ века - Харуки Мураками, Рю Мураками, Банана Есимото - старатедьно переводили на японскую почву достижения западной культуры. Нуа Дэвид Митчелл, наоборот, взял японский антураж и нарисовал на его фоне абсолютно европейскую историю. Главный герой, Эйдзи Миякз, приезжает в Токио найти своего отца. Но стоит ему подойти в своих поисках слишком близко, как отец ускользает, окружающий мир становится все призрачнее — и вот уже почти невозможно нащупать разницу между реальностью и сном. Так всегда у Митчелла: чтобы дойти до финала, надо разгадать не загадку собственной жизни, а ее метафору и так приблизиться к истине.