В 1492 году, после завершения Реконкисты в Испании, евреи, которые отказались принять христианство, были изгнаны из Испании по указу Фердинанда II Арагонского. Оставшиеся без родины испанские евреи (сефарды) были приглашены в Османскую империю султаном Баязидом II. Молодая и пассионарная Османская империя кровно нуждалась в опыте, знаниях и культуре еврейских переселенцев. Сефардам было разрешено селиться в крупных ключевых городах империи, особенно в европейских провинциях, которые нуждались в обустройстве после их завоевания турками. Уже в начале XVI века в Сараево, Травнике, Горажде, Мостаре и Херцег-Нови появляются крупные общины сефардов. В Герцеговине, Боснии и Боке Которской испанские евреи занимают ниши в наиболее востребованных отраслях экономики, таких как торговля и ростовщичество. В условиях постоянных военных конфликтов с христианскими государствами и открытой неприязни между христианами и мусульманами внутри Османской империи, сефарды, в глазах локальных турецких властей, выглядели наиболее благонадежными и вызывающими доверия участниками экономических отношений.
Подтверждением того, что сефардам отводилась весомая роль в экономической жизни Херцег-Нови османского периода, является картографическое изображение, датируемое 1574 годом. На карте из атласа картографа Giovanni Francesco Camocio в западном предместье Херцег-Нови отчетливо виден большой участок земли, обозначенный как «Sepoltura de Hebrei», что можно перевести не иначе как «захоронение евреев».
Если учесть то, что на карте второй половины XVI века в предместьях города еще два участка, отведенные под захоронения, обозначены как «Sepoltura de Turchi» (т.е мусульманские), то становится понятно какую роль в жизни города играла еврейская община. Из трех городских кладбищ одно было отдано под нужды общины сефардов, два использовалось для захоронений мусульман, и нет ни одного христианского кладбища вблизи городских стен.
В регионе, где в середине XVI века христиане составляли 88,6% населения, центр экономической и политической жизни находился полностью в руках мусульманской и еврейской общин. Православное население региона было занято в аграрном секторе и было сосредоточено в сельских районах херцегновского края.
Во второй половине XVI века херцегновские сефарды являются главными посредниками в торговле между османскими и венецианскими владениями в Которском заливе, а также становятся активными участниками средиземноморской торговли в целом. Херцегновские евреи устанавливают прочные экономические связи с венецианскими и дубровницкими евреями, способствуя росту международной торговли между такими непримиримыми противниками, как Османская империя, Венецианская республика и Дубровник.
Благодаря сефардам Херцег-Нови превращается не только в крупный средиземноморский торговый хаб, но и в центр притяжения для творческих людей еврейского происхождения.
Так, в конце XVI века в Херцег-Нови жил и творил Флавий (Исайа) Эборензис (Didacco Pyrrho), один из выдающихся поэтов, писавших на латинском языке. Он автор многих ценных поэтических сочинений: «Ехcerpta ex Flavii Jacobi Eborensis Carminibus ad Historiam sacram rachusianam aliquo modo facientibus»; «Jacobi Flavii Eborensis seu didaci pirrhi lusitani elegiarum libri tres ad dominicum Slatorichium» (1596); «Elegia in obitum p. Marci Vetrani» в сборнике «Vitae et carmina Nonnullorum illustrium civium racusinorum» (1593); «Cato Minor» (1592); «De exilio suo» (1583); «Carmina Selecta» (1582). Флавий (Исайа) Эборензис происходил из старинной еврейской семьи Адумин, члены которой были вынуждены переселиться сначала в Португалию, где в городе Эворе и родился поэт, а затем поселиться в Италии, приняв там новое имя «Де Росси». Родители его вынуждены были принять христианство, но они воспитали своего сына в любви к иудаизму, и когда Флавий (Исайа) достиг 17 лет от роду, они предложили ему уехать туда, где он сможет открыто исповедовать веру отцов. Многие годы поэт проводит в странствиях и в поиске земли, где его душа обретет покой. В 1535 г. Флавий (Исайа) живет во Фландрии, затем в Швейцарии, в 1552 году переселяется в Анкону. Наконец, в 1582 году Эборензис переезжает в османский Херцег-Нови. Здесь поэт в 1583 году пишет одно из своих лучших произведений «De exilio suo», в котором он рассказывает о своих скитаниях и жизни в изгнании. В этой элегии Флавий упоминает и старое еврейское кладбище, которое находится на возвышающемся над морем обрыве недалеко от города, и в качестве последней воли просит похоронить его на этом месте вместе со своими единоверцами. По мнению ряда исследователей, Флавий Эборензис после своей смерти в 1607 году был похоронен именно на кладбище сефардов в Херцег-Нови.
Еврейское кладбище в Херцег-Нови просуществовало до 1667 года, когда во время землетрясения и вызванного им оползня оно было смыто в море. Так как к середине XVII века еврейская община города значительно сократилась вследствие утраты Херцег-Нови былой роли в средиземноморской торговле (чему посодействовали регулярные вспышки чумы в первой половине XVII века, которые выкашивали население региона в течение полувека, а также серия разрушительных землетрясений, от которых экономическая жизнь города замерла), то возрождать утраченное кладбище было некому. Большая часть херцегновских сефардов переселилась в Сараево, Мостар, Дубровник и Котор, торговая активность которых по сравнению с Херцег-Нови сильно возросла.
После освобождения Херцег-Нови от власти Османской империи полностью изменилась структура населения города. Горожане, которые в своем большинстве были мусульманами, вместе с турецким гарнизоном бежали из города, а на их место пришли венецианские чиновниками и военные, а город населяет торговый и ремесленный люд со всех концов Венецианской республики. Память о кладбище сефардов быстро стирается из человеческой памяти и уже в начале XVII века на месте старого кладбища появляются первые хозяйственные и жилые строения. В 1906-1908 годах здесь начинается строительство отеля «Бока». Отель становится визитной карточкой города, а парк, созданный на его территории, жемчужиной и «Ботаническим садом Адриатики».
В 1979 году, в результате землетрясения отелю «Бока» был нанесен непоправимый ущерб, и здание не подлежащие восстановлению было снесено.
На сегодняшний день территория бывшего отеля «Бока» представляет собой жалкое зрелище. От бывшего «Ботанического сада Адриатики» не осталось практически ни следа. Только фонтан, глицинии и сохранившиеся пальмы напоминают нам о былой роскоши. Власти города и страны много лет подряд вынашивают планы по возрождению отеля и парка вокруг него, но уже более 40 лет эта территория является предметом спора собственников земли, и любые проекты обречены на провал. Земля, в которой несколько веков назад нашли свое пристанище херцегновские сефарды, вновь обрела покой.
Литература:
1. Čelebic Blehova L.Description of religious life in Boka Kotorska at the beginning of the sixteenth century--archival testimonies/Vjerska slika Boke Kotorske pocetkom XVI vijeka--arhivska svjedocanstva.//Croatica Christiana Periodica, vol. 31, no. 60, 2007
2. Etinger Š. Istorija Jevrejskog naroda, Beograd, 1996
3. Тадић Ј. Из историје Јевреја у југоисточној Европи//Jevrejski almanah 1959-60, Beograd
4. Milošević M. Boka Kotorska, Bar i Ulcinj u kiparskom ratu (1570-1573)//Boka: zbornik radova iz nauke, culture i umjetmosti. Broj 4. Herceg Novi, 1972
5. Поповић Т. Херцег-Нови. Историјске биљешке. Књига прва. 1382-1797. Херцег-Нови. 1924