Retail.ru представляет исследование компании Prognosis, посвященное ключевым тенденциям в российском ритейле, которые отчетливо проявились во втором полугодии сложного и очень насыщенного 2020 года. Аналитики компании изучили опыт крупнейших игроков рынка и узнали мнения экспертов о будущем отрасли. Этот обзор поможет розничным сетям, производителям, сервисам доставки еды и другим бизнесам выстроить стратегии на 2021 год.
Ключевые тренды второй половины 2020 г.
Игроки рынка в 2020– 2021 годах: меняющиеся стратегии и новые горизонты
Новый рынок во второй половине 2020 г. Ключевые тренды
Развитие торговых сетей: консолидация рынка и региональная экспансия
Рост СТМ и дискаунтеров, запрос на качество
Голос отрасли: что руководители компаний и эксперты рынка говорят о новой реальности
Дальнейшие перспективы. Ритейл после пандемии
Ключевые тренды второй половины 2020 г.
- 2020 год заставил многих ритейлеров пересмотреть планы развития своих интернет-магазинов. Одни запустили их с нуля, другие начали активно сотрудничать с агрегаторами. Пандемия ускорила тренд, который развивался в прошлые годы.
- В доставке стала размываться грань между продуктовым и непродуктовым ритейлом – доставкой товаров разного типа занялись одни и те же сервисы, изначально ассоциировавшиеся именно с продуктами питания.
- Безопасность стала трендом с момента начала пандемии, в дальнейшем вопрос сохранил актуальность.
- Покупатели уходят в «магазины у дома», 2020 год стал особенно тяжелым для супермаркетов.
- СТМ-продукты становятся перспективным направлением, в котором критически важно качество продукции.
- Вырос спрос на ЗОЖ-товары, ритейлеры отреагировали, выделив под данный сегмент отдельные площади в магазинах.
- Средний чек вырос, но снизился трафик – покупатели реже приходят в магазин и закупаются на более длительный срок.
- Лидеры рынка, несмотря на пандемию, заинтересованы в экспансии в регионы и дальнейшей консолидации рынка.
Игроки рынка в 2020 – 2021 годах: меняющиеся стратегии и новые горизонты
Изменение стратегий игроков рынка: кейс X5 Retail Group
X5 Retail Group в 2020 году
- Главный приоритет в стратегии X5 – развитие основного бизнеса. Действия компании направлены на расширение сегментов, миссий и каналов взаимодействия с клиентами и поставщиками, а также – гибкую адаптацию к экономической ситуации с учетом клиентского опыта.
- Второй элемент стратегии компании — это создание цифровой инфраструктуры, которая будет сопровождать клиента на всем его пути. Реализация этой стратегии начата 2 года назад, цифровые сервисы стали неотъемлемой частью бизнеса X5.
- Третий элемент — трансформация культуры компании и обеспечение работающей обратной связи (как внешней, так и внутренней) и эффективного взаимодействия на всех уровнях.
- Четвертый элемент – забота о сообществе: устойчивое развитие (включая взаимодействие с поставщиками), взаимодействие и помощь локальным организациям (например, сотрудничество с «Лиза Алерт») и продвижение ЗОЖ-товаров (забота о здоровье населения).
- В 2020 г. произошел колоссальный рост экспресс-доставки в «Пятерочке»: 300–400 заказов в день в феврале, 15–18 тыс. заказов в день в ноябре. Также в апреле удалось запустить сервис экспресс-доставки из супермаркетов «Перекресток».
- На 20% в «Пятерочке» выросла доля продаж СТМ, при этом в компании декларируется приоритет качества продукции над количеством. В существенной степени это также касается запущенного X5 Retail Group «жесткого дискаунтера» «Чижик».
Дальнейшие планы компании
- К 2023 году X5 ставит целью быть безоговорочным лидером на рынке еды, удовлетворяя все потребности покупателей.
- Развитие «жестких дискаунтеров» представляется перспективным направлением деятельности с учетом экономической ситуации и снижения доходов потребителей. При этом риска каннибализации уже существующего бизнеса в компании не видят.
- К 2023 году планируется продолжение региональной экспансии: намечен выход в ДФО, после чего будут охвачены все округа России.
- В компании считают конкурентами не только традиционных игроков ритейл-рынка, но и сервисы доставки и другие крупные экосистемы.
- В перспективе двух-трех лет X5 намерена провести IPO своих сервисов доставки еды и онлайн-заказов: «Перекрестка впрок», агрегатора экспресс-доставки «Около», логистического сервиса для электронной коммерции 5Post. «Перекресток впрок» может стать одним из первых активов для привлечения внешних инвесторов. Общие продажи этого сервиса в горизонте трех лет составят 100 млрд руб., прогнозируют в компании.
- Вводится в эксплуатацию сервис «Платформа DialogX5» для партнеров: логистические, маркетинговые и рекламные сервисы, а также все, что связано с аналитикой и подачей коммерческого предложения.
Основываясь на интервью спикеров компании, можно заключить, что X5, столкнувшись с вызовом, смогла адаптироваться и извлечь из него максимум, развивая те направления бизнеса, которые оказались особенно востребованы.
Изменение стратегий игроков рынка: кейс «Магнита»
«Магнит» в 2020 году
- «Магнит» идет по пути сложной трансформации, системной интеграции и цифровизации бизнеса. Однако генеральный директор компании Ян Дюннинг убежден, что традиционный ритейл продолжает занимать наибольшую долю рынка. Стратегия «Магнита» по-прежнему заключается в том, чтобы стать «российским ритейлером, которого выбирают все».
- Во второй половине 2020 года «Магнит» начал тестирование сервисов онлайн-коммерции. Динамика пилотных проектов за первые три месяца оказалась намного лучше ожиданий. Сегодня «Магнит» выполняет около 7 тыс. заказов в день, сервисы e-commerce охватывают свыше 900 магазинов сети в 44 регионах и 69 городах.
- В 2020 году компания закрыла рекордное количество неэффективных магазинов. «Магниту» удалось «перезапустить» продажи в действующих магазинах, прежде чем заняться экспансией, поэтому в 2021 году будет открыто больше магазинов. На 2020 год сохранены планы по открытию 630 магазинов (net) и редизайну чуть более 300 торговых точек. Инвестиции в развитие сети начались с 4 квартала 2020 года и будут продолжены в 2021 году. Новым форматом для ритейлера стали «жесткие дискаунтеры» «Моя цена», которые показали прирост продаж на 40% с 1 кв. м при капитальных затратах на 40% ниже.
Дальнейшие планы компании
Ожидается, что 2021 год должен стать для «Магнита» годом роста и развития. Темп расширения будет увеличен за счет как органического роста, так и приобретения других сетей:
- В 2021 году сеть впервые за последние 4 года намерена открыть новые гипермаркеты и впервые будет инвестировать в редизайн супермаркетов, чтобы усилить свое положение на рынке.
Приоритетами остаются развитие категорийного менеджмента, а также цифровой сферы и электронной коммерции.
Онлайн-торговля – тот сегмент, в котором компания хочет укрепить свои позиции. «Магнит» планирует подключить к сервисам онлайн-доставки еще 1,5 тыс. своих магазинов в 50 регионах РФ.
«Магнит» продолжит держать фокус на доходность инвестиций и рентабельность, а также сокращать долговую нагрузку и стоимость долга.
Retail.ru
Теги: Исследования Prognosis ритейл итоги года коронавирус
Статья относится к тематикам: Итоги и планы. Новый год на Retail.ru, E-commerce, интернет-магазины, Retail, Бизнес мнения, Исследования и рейтинги, Общеотраслевое, FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru