Найти тему
Блог для родителей Lucky Child

Детская самостоятельность: от теории к практике

Оглавление

С самого рождения ребёнка мама мечтает о том, чтобы кроха стал более самостоятельным. Детская самостоятельность – от слов «сам» и «стою» - это способность делать всё, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Я сам: от умелок к самосознанию

Желание ребёнка делать всё самому – «маячок» взросления, признак развивающейся психики человека. Например, самостоятельностью у детей в 1 годик может быть желание идти ногами, а не сидеть в коляске, в 1,5 года – самому держать ложку и есть кашу, в 2 – понимать назначение горшка и соблюдать опрятность.

Примерно в 3 года в поведении малыша проявляется кризис под названием «Я сам», который обозначает становление самосознания. Ребёнок говорит о своих желаниях и родительская задача в том, чтобы не бросаться делать всё за ребёнка со словами «дай я» или «ты это не сможешь», он быстро перестанет даже пытаться что-то делать самостоятельно.

https://lucky-child.com
https://lucky-child.com
Дарим 1000 баллов (1балл=1руб) при регистрации на сайте https://lucky-child.com на покупку детской дизайнерской одежды Lucky Child. Зарегистрироваться сейчас!

Что дети могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте (3-7 лет)?

  • Мыть руки и умывать лицо; пользоваться мылом; вытираться полотенцем и без напоминания вешать его на крючок.
  • Контролировать позывы в туалет, соблюдать опрятность, мыть руки после туалета.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду надевать и снимать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; застёгивать-расстёгивать замок-молнию с 3-х лет, пуговицы – ближе к 5 годам.
  • Уметь пользоваться носовым платком (вовремя сморкаться, убирать платок)
  • Самостоятельно есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой и вилкой, знать назначение салфетки.
  • Убирать после игры игрушки, книги в установленное место.
-2

Безусловно, ребёнок не сразу приобретает эти навыки, ему необходима помощь близкого взрослого. А взрослый создаёт условия для проявления самостоятельности в данном временном периоде становления маленькой личности.

Чем больше родители доверяют малышу какое-то дело, тем быстрее он овладевает навыками. Мне нравится выражение: «чтобы уметь плавать, надо плавать». Так и здесь: ребёнок научится одеваться сам только при постоянных тренировках.

Немного теории: стоит ли требовать многого

«Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития» – сказал психолог Лев Семёнович Выготский в начале 20 века. По его мнению, существует зона актуального развития и зона ближайшего развития. ЗАР – что ребёнок умеет сейчас, ЗБР – что сегодня он выполняет с помощью взрослого, а уже завтра сможет самостоятельно.

Вспомните, как одевается малыш трёх лет. Почти справляется сам, но вопрос вызывают колготы – где здесь зад и перед-то? Мама терпеливо показывает, и ребёнок продолжает упражнения в одевании. Пришёл черёд шапки на завязках. И тут подсказка не сработает – как наглядно ни объясняли бы взрослые последовательность действий, для трёхлетки это сложновыполнимое задание.

-3

То, что умеет малыш 3-х лет сам (поставить сапожки в угол), находится в его зоне актуального развития. То, что он может сделать с помощью мамы (различать левый и правый сапог), находится в зоне ближайшего развития. Через некоторое время из зоны ближайшего умение перейдет в зону актуального развития.

А навык «завязать бантик» ещё находится далеко от ЗБР, поэтому попытки мамы и папы научить трёхлетку самостоятельно «вязать узлы» на шнурках потерпят крах. Но есть нюанс: моторика детской ручки только к 4 годам будет развита для овладения таким сложным умением. Только к этому времени оно войдет в зону ближайшего развития, и обучение принесёт результат.

Как научить самостоятельности

1. Устанавливаем и раздвигаем границы.

Первый этап: родитель устанавливает границы, в пределах которых может позволить ребёнку свободно маневрировать и делать выбор.

Второй этап: родитель раздвигает границы и позволяет всё больше самостоятельности в установленных рамках. Пример: взрослые малышу дают в руки поильник, поддерживая ёмкость снизу. Так он учится держать поильник и пить воду, постепенно навык закрепляется – ребёнок сам может взять поильник, когда захочет попить.

2. Ожидаем самостоятельность, помня про возраст.

Годовалый кроха сможет положить две погремушки в коробку, а вот трехлетка способен наводить порядок в игрушках, не стоит это делать за него. Помним про то, что для каждого возраста свои «умелки». Чем старше становится ребёнок, тем больше появляется вещей, с которыми ему необходимо разрешать справляться самому.

-4

3. Обеспечиваем безопасность и адаптируем среду для изучения её ребёнком.

Облегчаем маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Первую кружку выбираем лёгкую и небьющуюся. За общий стол ставим детский стульчик, покупаем подставку-ступеньку для самостоятельного мытья рук.

4. Забываем о том, что вам некогда.

Выделяйте заранее больше времени, чтобы ребёнок САМ поел, САМ оделся, САМ убрал игрушки перед выходом из дома. Не торопитесь помочь ребенку, дайте ему шанс.

Самостоятельность не должна обрушиваться на ребёнка в один миг: перед каждым шагом говорите малышу, что вы верите в его силы. И всегда будьте рядом — на случай, если понадобится помощь.

Нелли Рушинцева

А как вы развиваете самостоятельность малыша?