Найти тему

Великая камея: шедевр, переживший римских императоров, осаду Константинополя, французскую революцию и кражу

Когда-то в глубоком детстве я читал книгу Анатолия Варшавского о разных произведениях искусства, и оттуда узнал о существовании Великой камеи (равно, как и само слово "камея"). С тех пор образ этого шедевра древнеримского искусства остался в культурных слоях памяти и выплыл оттуда, когда моя нога вступила на территорию Парижа. Я вспомнил, что здесь, в Кабинете медалей на рю Ришельё, хранится это произведение ювелирного искусства, рассказ о котором так поразил меня в детстве.

Раз уж я попал сюда, надо было воспользоваться моментом и увидеть знаменитый шедевр. Что я и сделал.

Великая камея. Фото из открытого источника в Яндексе.
Великая камея. Фото из открытого источника в Яндексе.

Великая камея, действительно, оставляет поразительное впечатление. Она великая не только потому что большая (31х26 см), но главное - потому что это шедевр. Я стоял перед ней, рассматривая каждую фигуру и восхищаясь мастерством резчика. Автор неизвестен. Но это, несомненно, был выдающийся художник. Напомню, что камеей называется изображение на многослойном камне (чаще всего это агат), которое вырезается с таким расчетом, чтобы выпуклые части выделялись другим цветом на темном фоне.

В данном случае мы видим белые фигуры, оттеняемые коричневыми тонами, на черном фоне. Вещь выглядит очень элегантно.

Великая камея. Фрагмент. Фото из открытого источника в Яндексе.
Великая камея. Фрагмент. Фото из открытого источника в Яндексе.

Фигуры на камее четко располагаются на трех уровнях. Центральная сцена прославляет императора Тиберия. Он сидит на троне в окружении жены, а также своих внуков, сыновей умершего Германика - Нерона и Друза. Это ближайшие претенденты на престол. Мальчик с левой стороны, стоящий рядом с матерью - будущий император Калигула.

В верхней части камеи изображен император Август. Рядом с ним на крылатом коне - Германик. С другой стороны - сын Тиберия Друз. Это группа людей, которых уже не было тогда в живых.

Нижняя часть камеи показывает покоренные народы - германцев и паноннцев.

Великая камея. Фрагмент. Фото из открытого источника в Яндексе.
Великая камея. Фрагмент. Фото из открытого источника в Яндексе.

Камея хранилась в императорском дворце, пока в IV веке, ставший императором, Константин не решил перенести столицу в Константинополь. Среди сокровищ, которые он перевез туда, была и эта камея. К тому времени уже мало кто помнил, чему она посвящена. Прошли века. В начале XIII века Константинополь пал под натиском крестоносцев. Началось разграбление города. Хватали все, что попадалось на глаза. Великолепная многофигурная камея стала одним из трофеев.

Притом к тому времени камея преобразилась - она была в драгоценной оправе, по углам которой были изображены евангелисты.

Великая камея. Фрагмент. Фото из открытого источника в Яндексе.
Великая камея. Фрагмент. Фото из открытого источника в Яндексе.

Захваченную камею подарили королю Людовику IX как одну из христианских святынь, наряду с "терновым венцом", частью креста, на которой якобы распяли Христа, и т. д. Считалось, что на камее изображена сцена из Библии, а именно возвышение Иосифа фараоном. Шло время, камея переходила из рук в руки, пока в XIV веке не попала в часовню Сен-Дени. Именно там в 1613 году ее увидел любитель древностей Клод Фабри де Перейск. Знакомый с древнеримским искусством, он предположил, что камея не имеет никакого отношения к библейскому Иосифу.

Во время французской революции камея была конфискована у церкви и попала в Кабинет медалей, где ею мог любоваться каждый. В 1804 году некий мсье Шарлье с подельником совершили налет на этот музей и вынесли несколько драгоценных экспонатов, включая камею. Последняя интересовала воров не как шедевр искусства, а благодаря золотой оправе, украшенной драгоценными камнями. Оправу они сняли, а избавиться от камеи решили, продав ее в Амстердаме.

Французский посол в Нидерландах услышал о какой-то великолепной камее, на которую ищут покупателя. Он моментально заявил, что готов купить артефакт. Как посол и подозревал, это оказалась украденная из Кабинета медалей камея. Понятное дело, шедевр вернули на место, а воров ждала тюрьма.

В этот период камея и получила свое название. "Великой камеей Франции" ее назвал Наполеон.

Читайте еще на моем канале:

"Умное голосование" - провальная идея или гениальный ход?

Человек, сумевший превратить воротнички в символ успешной жизни