То, что после «совка» в России пропало стоящее кино — довольно распространенное мнение. Причем оно, как бы сказать, находится в красном углу ринга. А в синем сидят киноведы, которые упорно высказывают противоположную точку зрения. Если субъективно, то я бы сходил в синий угол. Хорошее кино у нас действительно есть, и его немало.
Просто за огромным количеством помоев, которое идет в кинотеатрах, его не всегда видно. Когда у тебя перед носом 186 названий, а в именах, репутации и понятиях кассовых сборов не ориентируешься, остается только выбирать наугад. Или то, что под номером один в списке. Или то, что слева сверху. С понятным исходом.
Подробно ситуацию кино в стране разбирают всё те же киноведы. Если любопытно, можете почитать, что пишет, например, Антон Долин. А я просто предлагаю свою выборку всякого русского, на которое советую обратить внимание.
Сначала я хотел отобрать кино за последние десять лет. Потом освежил в памяти, что вышло в 2009 году, вздохнул, и лет стало одиннадцать.
«Горячие новости» (2009)
В этом фильме рассказывается, как при ограблении милиционер струсил перед грабителями, это засняли на видео, которое выкинули в сеть, и сглаживать позор милиции перед населением берутся профессиональные пиарщики, устраивающие что-то вроде реалити-шоу на темы «будни правоохранительных органов» и «там тоже хватает храбрых людей».
При этом снимается в том числе операция по поимке тех самых грабителей, которые ушли с добычей в подполье.
Вообще этот фильм снимал швед. И это ремейк одноименного гонконгского фильма. И многие актеры играют в нем уж слишком условно даже для боевика. Но на этом вопросы к фильму заканчиваются. Потому что боевик получился отличный. Эффектный, интересный, необычный. Сюжет довольно грамотно перенесли в наши реалии, и получилось это здорово.
«Время первых» (2017)
Про этот фильм вы, уверен, знаете. И это не тупой блокбастер о героях, которые сначала долго и мучительно прощались с родными, а потом долго и героически зажигали в космосе. Это значительно более реалистичное кино о людях, которые первыми вышли в открытый космос, и о сложностях, которые их подстерегали при подготовке и исполнении. И они себя ведут, именно как люди, а не как болванчики. И этим в том числе фильм здорово выделяется на фоне вышедшего чуть позже «Человека на Луне», в котором Нил Армстронг невыносимо долго и уныло прощался с родней, а потом так же уныло натаптывал первые следы на поверхности Луны.
«День выборов» (2009)
Одна из причин добавить в период выборки еще годик. И роскошная комедия, которую можно пересматривать и цитировать, как «Кавказскую пленницу» или «Особенности национальной охоты». Цитировать не будем, а вот пересматривать... Вы не против поднять себе настроение?
На всякий пожарный, если вы вдруг запамятовали, это экранизация спектакля Квартета И. Иногда у этих персонажей бывают сложности с юмором — вдохновения там нет или просто нужен творческий отпуск — но это точно не тот случай.
«Аритмия» (2017)
Этот фильм снял Борис Хлебников, и ниже в выборке вы про него еще прочитаете. Он делает довольно злободневные фильмы, которые, казалось бы, должны угнетать. Там много суровой бытовухи, бедного социального класса и некрасивых поступков. Но почему-то после их просмотра все работает наоборот — остается приятное чувство. А в процессе персонажам честно сопереживаешь.
Потому что, в отличие от многих других драм, его персонажи не теряют человеческое лицо и поступают действительно по-людски.
Совсем чуть-чуть о сюжете. Фильм — про врачей Скорой помощи, которые катаются на вызовы, борются с пробками, бюрократией и собственным незавидным материальным положением. И хотя они не больно выдающиеся люди — битв не выигрывали, научных открытий не делали, музыку на века не сочиняли — но в сложных ситуациях они умудряются находить выход. Даже если мать семейства, от которой поступил вызов, стонет от боли, лежа на койке, а ее дочь крайне агрессивно выгоняет врачей, ссылаясь на то, что врачей нельзя, только народные средства и молитвы.
Очень человечное кино.
«Монах и бес» (2016)
Россия времен Николая I. В монастырь приходит новый послушник. А внутри него сидит бес, который не очень аккуратно чудит, заставляя настоятеля подозревать неладное.
Это приятная, забавная комедия, в которой в какой-то момент начинает просвечивать драма. Притом, что фильм вообще ни разу не мрачный. Драму оставить, может, и стоило, но сплетать ее с комедией все-таки нужно как-то более аккуратно.
В любом случае это здорово снятое кино, в котором больше всех зажигает Тимофей Трибунцев, не самый известный, но очень заметный российский актер. Вообще фильмы с Трибунцевым можно советовать уже только по факту его присутствия. Но у этого фильма много других достоинств. Прежде всего, его просто интересно смотреть.
«Текст» (2019)
Этот фильм вы наверняка знаете. Сыграл в том числе хайп по поводу присутствия в нем откровенных сцен в формате home video. А еще участие Александра Петрова. Первое все-таки просто отвечает художественной задумке фильма. А Петров, кроме того, что звезда, все-таки действительно хороший актер, что и доказывает в серьезной драме про то, на что способен человек, которого лишили всего. Посмотрите этот фильм, он хорош.
«Жили-были» (2017)
Для тех, кто любит старое советское кино. Именно в этом случае применимо выражение «тепло и лампово». Здесь все события происходят в деревне, в которой живут всего три человека. Тем не менее, нет ощущения замкнутого пространства, все трое живут и радуются, не забывая при этом радовать нас. «Жили-были» — это очень приятная комедия, не очень сильно нашумевшая, но точно заслуживающая внимания.
«Упражнения в прекрасном» (2011)
Группа актеров колесит по стране со своими спектаклями, по пути обсуждая между собой жизненные ситуации, попадая в них и прикалываясь друг над другом.
И всё. Больше здесь ничего не происходит. Но это невероятно смешно. Несмотря на то, что персонажи потрепаны жизнью, они не унывают и сохраняют отменное чувство юмора, которым сыплют на протяжении всего фильма.
Здесь одну из лучших своих ролей играет Гоша Куценко (один из актеров, самый именитый из группы). А снял этот фильм Виктор Шамиров. В отличие от Куценко, он не так известен, поэтому, если вы не в курсе, советуем обратить внимание на его фильмы. В частности, на этот.
«28 панфиловцев» (2016)
Нашумевшее кино, которое долго снимали на добровольные пожертвования. А потом подключилось Министерство культуры, и фильм закончили и выпустили на наш суд. И он получился хорошим.
Драмы о подвиге солдат здесь минимум. Сначала бойцы долго и увлекательно готовят оборону, а потом эффектно стреляют. Почти никакого пафоса и перекачанного героизма. Фактически это боевик. Довольно заметный и хорошо снятый. Весь пафос аккуратно укладывается в небольшие эпизоды вроде того, в котором политрук Клочков, видя, как его боец подбивает танк, коротко произносит: «Ну, а как по-другому-то!».
«День до» (2016)
Это фильм-сборник, снятый несколькими режиссерами. События всех новелл в нем происходят в одно время и при одном обстоятельстве: к Земле летит комета и все вокруг знают, что человечеству конец. И люди в разных уголках России собираются вместе, разбегаются, решают проблемы и пытаются принять факт, что все они умрут.
У нас здесь снова упоминавшиеся выше Александр Петров и Борис Хлебников. Первый играет в начальной новелле, симпатичной современной интерпретации «Ромео и Джульетты» (его героя зовут Рома, а его любимую — Юля), а второй снял пятую, последнюю и самую мощную новеллу. Она, в отличие от всех прочих историй, в которых по-разному намешаны драма и комедия, представляет собой чистый стеб. И стеб роскошный.
Остальные новеллы тоже хороши. И отдельно хочется отметить Андрея Малахова, играющего самого себя. Его передачу в период общей истерии показывают по телевизору. В этих эпизодах он обстебал собственный телевизионный образ и сделал это настолько самозабвенно, что остается только сидеть, разинув рот. Это если удастся в процессе не заржать. А это задачка.
«Хардкор» (2016)
Отличный боевик, целиком снятый от лица главного героя. Камеру вешали на уровне головы каскадера, и с ней он носился, выполняя трюки и отыгрывая всё, что можно в таких условиях отыграть. В результате получилась такая компьютерная стрелялка от первого лица, которая не компьютерная. До тех пор в кино таких экспериментов никто не ставил, и эффект от увиденного получился впечатляющий.
Кроме того в фильм пригласили заметных российских и американских актеров (на самом деле, некоторые даже не актеры, но кто сказал, что они плохо сыграли?). Многие из них появляются в кадре буквально на несколько секунд, чтобы быстренько отжечь и уйти из кадра. В том числе в списке: Сергей Шнуров, Тим Рот, Шарлто Копли, BadComedian, Данила Козловский и сам режиссер фильма Илья Найшуллер, которого главный герой, бегающий туда-сюда и выбивающий из врагов дурь, иногда видит в отражении в зеркале.
Пропустили? Посмотрите.
«О чем говорят мужчины» (2010)
Еще один фильм от Квартета И. И это тоже экранизация их спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». И тоже комедия. Именно на темы, фигурирующие в названии спектакля, и будут общаться между собой четверо друзей, вырвавшиеся из бытовухи в спонтанное путешествие в Одессу.
И это будет по-квартетовски смешно и узнаваемо. Потому что очень многим хочется выскользнуть из-под груза рутины, сказать себе, что да, таки пора ехать в Бельдяжки, и уехать в Бельдяжки.
«Географ глобус пропил» (2013)
Здесь можно было бы просто сказать, что главную роль в фильме играет Константин Хабенский, и разойтись по своим диванам смотреть кино, но все-таки чуть подробнее.
Хабенский играет школьного учителя, который живет очень бедно, находится на грани разрыва с женой, от всего переживаемого отзывчивостью не страдает, пьет, свинячит и, кажется, вот-вот улетит. Кажется.
Здесь спокойно проводятся параллели с «Аритмией», про которую я рассказывал выше. В обоих этих фильмах рассказывается о том, как важно при всей сложности жизни оставаться человеком. И именно этим такие фильмы и цепляют. Герой Хабенского пьет и дурит, но по окончании фильма вы ни разу не подумаете, что он моральный урод.
«Сумасшедшая помощь» (2009)
Снова Борис Хлебников. Только этот фильм у него менее известен, чем та же «Аритмия». И это, скажем так, гораздо больше комедия. Точнее, «Аритмия» не комедия вообще, а при просмотре «Сумасшедшей помощи» начинаешь сворачиваться калачом от смеха.
Просто для понимания. Белорусский гастарбайтер приезжает на заработки в Москву, где сначала его грабят гопники, а потом ему дает приют инженер на пенсии, которого кукукнуло на идее тайно помогать людям. Эта помощь не то чтобы очень полезна. Просто смеяться — это тоже полезно.
При этом, суровую бытовую драму в фильм тоже подмешали, и многие вещи здесь оказываются настолько же смешными, насколько и злободневными. А финал... Скажем так, не очень смешной.
Тем не менее, шутки в фильме роскошны. В том числе потому, что актеры подают их с убийственно серьезными лицами. Смеяться надо не им, а нам. И это получается.
«Трудно быть богом» (2013)
Экранизация книги Стругацких оказалась в этой выборке последним пунктом не случайно. О ней стоит поговорить отдельно. Не только потому, что это одна из самых невероятных и выдающихся работ нашего времени (здесь я уже не говорю о том, что это российское кино — это кино мировое), но и потому, что я не могу советовать смотреть этот фильм всем подряд.
Он беспрецедентно снят. Ни в одном другом фильме вся вонь и отвратность средневековья не показана настолько ярко. Культура чистоты здесь отсутствует наглухо. Все вокруг сморкаются, опрокидывают еду на стол, забывают вытереть, а потом туда руками. А ведь даже не собирались есть.
Если кого-то разделали мечом, он не вскрикнет перед смертью, а просто натуралистично изойдет на камеру нутром. А смертей здесь — с верхом.
Камера ведет себя, как пришибленная. Персонаж может толкать длинный монолог, а она при этом показывает его плечо крупным планом. Озвучено это так, что приходится напрягать слух, чтобы в комнате, в которой один человек ест, второй — точит нож, а третий — говорит, услышать именно третьего. А он тут не между делом болтал, а произносил ключевую для понимания сюжета фразу.
Но. Все эти длинные сцены, казалось бы, сумбурно снятые, на самом деле очень сложны в постановке. В жуткой мешанине из главных персонажей и массовки, которую изображали бомжи с улицы и душевнобольные, даже последний человек в титрах, которому отведена всего одна реплика ни о чем, в нужный момент должен находиться в нужном месте, чтобы в готовой сцене и создалось это ощущение сумбурности и спонтанности происходящего.
А вот эта кроваво-антисанитарная жуть в кадре всего лишь передает мрачную атмосферу средневековья и передает великолепно. И уж никак не выглядит эффектом ради эффекта.
И таким способом съемки, кроме Алексея Германа, не владеет никто.
Так же и сюжет. Если не отвлекать себя другими делами и внимательно смотреть фильм, все эти едва слышимые фразы из-под локтя и малозаметные детали нормально соберутся в очень мощный рассказ.
Поэтому решать вам. В любом случае «Трудно быть богом» — это изумительный фильм. Очень навороченный, очень серьезный и фантастически поставленный. Но если сверхтяжелое повествование вам не по нутру, вы всегда можете посмотреть что-нибудь другое.
***
Если немного покопаться, то можно выяснить, что хорошее кино снимает, например, Юрий Быков. С некоторого времени очень хорошо отзываются о сериалах от «ТНТ-Premier». В конце концов, можно более внимательно приглядеться к режиссерам, чьи фильмы упоминались в этой статье: к Климу Шипенко, Николаю Досталю, Борису Хлебникову, Виктору Шамирову. Илья Найшуллер, снявший «Хардкор», сейчас готовит новый боевик, который очень может оказаться достойным фильмом.
Поэтому всё, чего мы можем вам пожелать — это не предаваться шумящему мнению, что хорошее кино у нас давно закончилось. А еще — чтобы вам попадалось больше стоящих фильмов. В том числе российских.
Понравилось? Было длинно, но информативно? Пополнили вишлист на пару-тройку фильмов и теперь ищете время для их просмотра? Тогда подписывайтесь на наш канал. В первую очередь, мы пишем здесь про хорошее кино. Будет плохое — предупредим. А если у вас есть чего добавить, пишите в комментариях.