Найти в Дзене
Однажды в Тольятти

Привет из прошлого. ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ

«16 сентября 1973 года изрешечённое пулями тело Виктора Хары нашли брошенным на одной из окраин Сантьяго. Программа новостей уже подходила к концу, когда диктор зачитал коротенькое сообщение: «Известный фольклорист Виктор Хара погиб в перестрелке с военным патрулем». На фотографии, которая в этот момент появилась на экране, он выглядел моложе своих 35 лет: спадавшие на лоб густые тёмные волосы, мужественное лицо, ясные, широко открытые глаза и серое пончо с чёрно-белой окантовкой...» («Гитара и пончо Виктора Хары», Леонард Косичев)

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Виктор Лидио Хара Мартинес был родоначальником фольклорной волны «Новая песня Чили», видным театральным деятелем и активистом левых сил. На стадионе Estadio de Chile, во время военного переворота в Сантьяго превращённом в концлагерь, его в течение четырех дней избивали, пытали током, ломали руки и, в конце концов, расстреляли. Потом вывезли в город и выбросили на улицу. Уже на следующий день имя Виктора Хары стало символом борьбы за свободу и справедливость в Латинской Америке. В СССР был провозглашен официальный культ трагически погибшего певца. Опальный жанр авторской песни был легализован в идеологически выдержанном формате и взят под опеку комсомола.
В Тольятти злодейства пиночетовской хунты немедленно осудил интерклуб «Гренада» ВАЗа. Меньше чем через год в кинотеатре «Сатурн» прошёл первый
фестиваль политической песни памяти Виктора Хары

ДРУЖБА – ФРОЙНДШАФТ

Фестивали политической песни в истории Тольятти – штука совершенно особенная. Без преувеличения можно сказать, что именно в нашем городе зародилась эта впоследствии всесоюзная традиция, густо замешанная на идеях «пролетарского интернационализма», юношеского романтизма и энтузиазма, который сопутствовал первым годам становления завода и города.

Фестиваль политической песни памяти Виктора Хары. Тольятти, 80е
Фестиваль политической песни памяти Виктора Хары. Тольятти, 80е

Молодёжный клуб интернациональной дружбы «Гренада» был создан в апреле 1971-го на волне кампании «Юность обличает империализм!». Чисто пропагандистская его функция на самом деле преследовала не менее, а может быть, даже более важную цель, связанную непосредственно с производством. Юноши и девушки настойчиво овладевали знаниями о производственной культуре разных стран, откуда на ВАЗ приезжали сотни молодых специалистов, и сами проповедовали советский образ жизни во время стажировок за рубежом. В каждом крупном подразделении при комитетах ВЛКСМ тогда создавались советы по интернациональному воспитанию молодёжи. Благодаря их планомерной работе единичные акции типа телеграмм протеста против суда над Анджелой Дэвис или политического террора в Гватемале, столь популярные в те годы в СССР, постепенно принимали более «практические», осязаемые формы. В случае с ВАЗом это были трудовые соревнования между комсомольско-молодёжными бригадами автозавода и предприятий-смежников из стран СЭВ, регулярный обмен молодёжными делегациями.

"Общезаводским комсомольским субботником на ВАЗе открылась традиционная Неделя солидарности с чилийским народом. Около 500 молодых автозаводцев приняли участие в строительстве второй очереди стадиона «Торпедо». Перед началом субботника состоялся митинг в поддержку патриотов Чили. Все заработанные деньги будут перечислены на счет № 700 фонда на строительство в Москве монумента в память героев международного коммунистического и рабочего движения, самоотверженных борцов за народное счастье..." ("ВА", 4 сентября 1976 г.)

- Интерклуб создался сам по себе, не сверху, не по указке партийных органов, – утверждает Леонид Пахута, в то время комсомольский вожак МтП, признанный зачинатель общесоюзного движения политической песни и первый президент «Гренады». – Ведь на строительстве завода и города работали представители разных республик и национальностей, поэтому вопросы равновесия и взаимопроникновения культур были достаточно важными. Второй аспект – знакомство с производственной культурой FIAT, сотрудничество с заводами-поставщиками и предприятиями-смежниками соцстран, среди которых, как мы сегодня знаем, тоже не всегда был «унисон», взять, например, события в Венгрии 1956-го или в Чехословакии 1968-го. А ведь при этом перед странами соцлагеря стояла важная задача крепкой совместной экономики...
Каждое крупное подразделение ВАЗа было закреплено за союзной республикой или страной-постащиком СЭВ. За ГДР «отвечал» комитет комсомола МтП, СКП дружило с Венгрией… На страницах корпоративногой газеты «Волжский автотроитель» («ВА») в то время регулярно печатались отчеты, «дневниковые заметки» из поездок вазовцев по братским странам и предприятиям. Попасть в такую делегацию могли активисты, общественники, а также участники различных конкурсов типа «Знаешь ли ты ГДР?» – это была форма поощрения. Громадные впечатления от комфортабельных автобусов, облика европейских городов и общения с коллегами-рабочими перемежаются в этих отчетах занятными фразами:
«Посетили местный музей современного искусства, экскурсия вызвала много споров с молодыми поляками», «Были на демонстрации нового датского фильма, потом в гостинице много спорили об увиденном» – без столкновения идеологий все же не обходилось…

ОТ АНДЖЕЛЫ ДЭВИС РУКИ!

Примерно в то время
Владимир Высоцкий написал: «Ну, а потом, на Канатчиковой даче, где, к сожаленью, навязчивый сервис, я и в бреду все смотрел передачи, все заступался за Анджелу Дэвис…» Одна из центральных газет провела опрос читателей, чтобы выяснить, знают ли они, кто такая Анджела Дэвис. Кто-то ответил, что она основала кубок Дэвиса, кто-то – что это итальянский художник, а кто-то назвал её известной артисткой. Было мнение, что Анджела Дэвис – проповедница, активный борец за чьи-то права. А любой вазовец 70-х, как, впрочем, любой гражданин СССР, твердо знал, что Анджела – американская коммунистка, активный борец за права чернокожих. «Свободу Анджеле Дэвис!» – этот лозунг был главным в бесконечной череде митингов, охвативших всю нашу огромную страну, весь социалистический лагерь.

Для участников тех митингов и Анджела Дэвис, и Виктор Хара были отнюдь не далёкими  абстрактными персонажами. Цитата из «ВА», сентябрь 1978 года: «На недавней комсомольской отчетной конференции металлургического производства фрезеровщик цеха № 17 Анатолий Филимонов предложил в дни Недели солидарности с народом Чили включить полноправными членами в составы комсомольско-молодежных бригад героев Народного единства Чили и выполнять за них нормированные задания, а заработанные деньги перечислить в Фонд мира. Теперь многие из 22 молодежных бригад МтП встали на трудовую вахту, включив в свои списочные составы Сальвадора Альенде и Виктора Хара». За себя и за того парня – порыв был столь же естественный, сколь и отправка телеграммы протеста против ареста мужественных борцов за свободу и независимость Гватемалы. «Освободить патриотов!» – требовали вазовцы. И ведь получали ответы: «В ответ на ваше обращение к сеньору президенту республики сообщаем, что лица, о которых идет речь, не арестовывались правительственными силами», – диктаторы, впрочем,  упорно отказывались признавать свою вину.
Но чаще всего «гренадеры» посылали приветствия чилийским патриотам, выражали поддержку томящемуся в застенках хунты товарищу
Луису Корвалану. «Венсеромос!» («Победим!») – они действительно были уверены, что способны менять судьбы мира…
– Конечно, мы были воспитаны так, что если где-то в мире плохо – это несправедливо, – рассказывает Леонид Пахута. – Как говорил наш герой
Че Гевара, «революционер остро чувствует пощечину, нанесенную кому-то другому». Мы были воспитаны на романтических идеях Экзюпери – если не я, то кто? Зачитывались Ремарком и его идеями товарищества. На этом фоне известие о том, что в Америке чернокожая красавица Анджела Дэвис, выступающая за права бедных, несправедливо посажена в тюрьму, поднимало волну возмущения! И далеко не всегда это было связано с политикой. «Гренада» в масштабах страны – явление действительно уникальное. Как еще сказать об этом, если люди, без какой-либо указки сверху собирали, например, школьные тетради, чтобы отправить их детям Никарагуа? Черт с ним, кто там у власти! Там писать не на чем! И почта просто захлебывалась посылками из Тольятти…

ГУД БАЙ, АМЕРИКА

И все же в памяти большинства тольяттинцев «Гренада» осталась, прежде всего, фестивалями политической песни. Начались они как раз с переворота в Чили.
– Я узнал, что в городе Ахтырске Краснодарского края в сельскохозяйственном техникуме учатся ребята-чилийцы, – рассказывает  Леонид Пахута. – Это была помощь СССР правительству Альенде. Я туда приехал, три дня и три ночи накануне учил испанский язык, так что речь произнес очень неплохо. Мы много пели, тогда и возникла идея пригласить их в Тольятти и устроить такой фестиваль-конкурс. Потом это стал просто фестиваль – потому что в чем соревноваться, если поёт сердце?…

Гитара и колокол - символ фестивалей политической песни
Гитара и колокол - символ фестивалей политической песни
"Гитарная струна может звучать по-разному. Как колокол. И как мандолина. Призывать к действию, борьбе и солидарности. И баюкать душу сладкими аккордами: «Ландыши, ландыши – светлого мая привет». Политическая песня… Если в ней поется о ландышах, то как о цветах у обелиска павшему борцу. Если о любви, то ко всем трудящимся людям, об ответственности каждого за судьбу мая, ландышей и самой гитары – за будущее всей планеты. Слово – гитарам-колоколам!" (Из обращения к участникам V фестиваля политпесни памяти Виктора Хары. Тольятти, ВАЗ, 1978 г.)

21 апреля 1974 года в зале кинотеатра «Сатурн» семь часов подряд звучали песни мира в исполнении ансамблей и солистов из советских республик, а также молодых коммунистов Перу и Чили. Гимн «Венсеремос» зал пел стоя, а ансамбль «Жигули» дважды исполнил песню Виктора Хары «Два типа чилийцев» – по просьбе растроганных до слез студентов из Ахтырска…
Именитый гость – режиссер
Роман Кармен снял документальный фильм о фестивале и митингах, которые устраивались на главном конвейере ВАЗа в знак солидарности с народом Чили. «Молодые автозаводцы из интерклуба «Гренада» вместе с комитетом ВЛКСМ ВАЗа решили организовать неделю солидарности с чилийскими патриотами. Такая неделя началась сейчас во всем мире. Мне предлагали открыть ее в Москве. Я выбрал Тольятти…» – цитировал «ВА» режиссёра в 1974 году.
Фестиваль стал ежегодным, с 1976 года он стал проводиться во Дворце спорта «Волгарь», количество участников, в том числе иностранных гостей росло год от года, все сборы перечислялись в Фонд мира. В 1977-м в Тольятти приехала дочь Луиса Корвалана
Вивиан, пообещавшая рассказать отцу, какой замечательный фестиваль проводится в Тольятти памяти Виктора Хары, в поддержку борьбы чилийского народа против хунты Пиночета. Незадолго до этого советские власти обменяли её отца на писателя-диссидента Владимира Буковского – «обменяли хулигана на Луиса Корвалана…»

– Сегодня молодёжи надо снова сказать – ты нам нужна! – уверен «гренадер» без приставки «экс-» Леонид Пахута. – Нужна твоя свобода, независимость суждений, смелость решений, новаторство. Нужны молодые лидеры – нормальные, порядочные, готовые уверенно идти и вести за собой к чётко поставленной цели. И это должно быть честно: молодёжь нельзя обманывать – аукаться потом будет всю жизнь…


Фестиваль политпесни в Тольятти был проведен одиннадцать раз, последний прошел в 1988 году в только что открывшемся ДКиТ ВАЗа. К тому времени обсуждали уже не Чили, не Ливию и не Анголу… На повестке дня был Афганистан, а латиноамериканские революционные песни теснил социальный русский рок Урала, Сибири и Питера. Новое поколение россиян занимали иные проблемы, и в 1989 году политмузыкантам пришлось уже не петь, а обсуждать кризис жанра. Ответственный за идеологию комсомол приказал долго жить, а на ней, идеологии, как ни крути, всё и держалось. Не сдулся ведь пока ещё Грушинский фестиваль, замешанный на романтике иного, менее политизированного толка?..

© 2009-2021