В последнее время всё чаще стал встречать публикации про новый 100%-ный метод определения подлинности моторного масла по весу. В основном его везде описывают поверхностно, а как использовать на практике в подробностях не объясняют. Решил восполнить этот пробел. Для этого взял кухонные весы, и пошёл в гипермаркет взвешивать разные масла. Показываю, как применять этот способ, и объясняю, почему в большинстве случаев он всё таки не поможет.
Конечно, сейчас много других более простых для потребителя способов отличить оригинал от подделки. Именитые производители масел борются с контрафактом, и вводят всё больше степеней защиты для своей продукции. Но подпольщики тоже не стоят на месте и подстраиваются под производителей, находя способы обойти даже проверку на подлинность по коду.
И вот тут якобы как раз и остаётся только способ с взвешиванием масла. Доводы его сторонников такие. Мол, у жуликов главная задача меньше потратить, и больше заработать. Поэтому во-первых, они разливают в канистры популярного дорогого масла дешёвую минералку, вес у которой больше (дальше объясню почему). Во-вторых, оборудование у подпольщиков не позволяет обеспечить одинаковый объём заливки как на автоматических линиях истинного производителя, поэтому вес от канистры к канистре тоже будет разниться.
Решил проверить этот способ и всё наглядно показать, для чего отправился с весами в сетевой магазин, в котором подделок точно быть не должно.
Взвесил две одинаковые литровые канистры Mobil Super 3000 X1 5w-40. Вес у обеих действительно совпадает с точностью до грамма. Результат на фото ниже.
Затем повторил это с маслом более дорогой линейки Mobil 1 FS X1, но той же вязкости 5w-40. Обе канистры также весили одинаково — 913 грамм.
Затем взвесил по две канистры Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5w-30 и Mobil 1 ESP 5w-30. Здесь вес одинаковый не только у канистр одного вида масла, он вообще совпадает у этих двух разных линеек производителя — 911 грамм.
Вот это поворот. А что по маслам 10w-40? Аналогично взвесил Shell Helix HX7 10w-40 и Castrol Magnatec 10w-40. Без сенсаций, обе литровые канистры Shell весили абсолютно одинаково — по 913 грамм, а канистры Castrol — по 924 грамма.
Как видите, точность розлива у оригинальных масел подтверждается. Но а как же понять по весу, оригинальное масло перед вами или нет?!
Этот метод строится вокруг плотности масла, и применяется так. Открываем характеристики интересующего нас масла на официальном сайте производителя. Возьмём для примера масло Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5w-30, литр которого у нас весит 911 грамм (вместе с тарой).
Видим, что плотность при 15 градусах составляет 0,85 г/мл. Я взвешивал при температуре 21 градус, и ввиду этого плотность масла в канистре могла измениться в меньшую сторону, но незначительно. Будем отталкиваться от значения в таблице производителя при эталонных 15 градусах. Теперь перемножаем плотность на объём, т.е. 0,85*1000, и получаем вес масла 850 грамм. Теперь неплохо было бы знать вес пустой тары. Но, так как он нам не известен, то получается, что 61 грамм у нас остаётся на тару (не стоит исключать погрешность при взвешивании китайскими весами).
Напоминаю, что сторонники данного метода говорят о том, что подпольщики разливают в канистры дешёвое минеральное масло. А плотность у него больше, соответственно вес тоже. Представим ситуацию, что жулики решили залить в литровую канистру от масла Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5w-30 минералку Mobil Super 1000 X1 15W-40 (скорее всего зальют самое дешёвое масло, а не Mobil, но это не суть, так как физические свойства будут схожи).
Используем ту же формулу и получаем, что литр масла в таком случае у нас весил бы 890 грамм. Если прибавить тот же 61 грамм на тару и поправки, то общий вес подделки у нас составлял бы 951 грамм, что на 40 грамм больше оригинала.
Какие минусы у данного метода, и почему он не будет работать в большинстве случаев
Во-первых, разливальщики контрафакта в основном используют масло той же вязкости, просто более дешёвое. Их бизнес рассчитан на более-менее долгосрочную перспективу. Поэтому какой смысл разливать дешёвую минералку, если любой, даже мало разбирающийся в технике автомобилист заметит неладное в работе своего мотора после заливки такого кардинально отличающегося и несоответствующего для двигателя продукта. А если использовать аналогичное заявленному, но самое дешёвое масло, потребитель может и вовсе не заметить никакой разницы. А если масло аналогичное, то плотность не будет отличаться. А если и будет, то не сильно. Соответственно и вес тоже будет приближен к оригиналу. Тем более после волны таких разоблачающих публикаций в интернете жулики точно примут информацию к сведению.
Во-вторых, даже если в канистры и разливают действительно минеральное масло с отличающейся плотностью, то что мешает наполнять их по весу?! Т.е. используя всё ту же математику становится очевидно, что если залить в литровую канистру Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5w-30 956 мл. масла Mobil Super 1000 X1 15W-40, то мы получим тот же вес в 850 грамм, как и у оригинала (без тары). Не каждый заметит отсутствие недостающих миллилитров, а если на канистре нет полупрозрачной мерной полоски, то такой фокус провернуть вообще не составит труда.
На этом у меня всё, спасибо, что прочитали. Вывод каждый сделает сам, ну а я могу только посоветовать покупать моторное масло в авторизованных точках. Это позволит не забивать голову лишней информацией, и не носить с собой в магазин лупу, ультрафиолетовый фонарик, термометр, весы и прочие штуки.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк! 👍 Пишите в комментарии, что Вы думаете по поводу этого метода с весами?