Найти в Дзене
Олеся  Орленко

Пьер Лаваль, путешествие туда и обратно

13 декабря 1940 года Пьер Лаваль, вице-президент Совета, министр иностранных дел и «возможный преемник», назначенный маршалом Петеном, был им же отправлен в отставку. А между тем не кто иной, как Лаваль, искушённый во всех политических интригах, неоднократно возглавлявший правительство и занимавший министерские посты, как он сам с гордостью говорил, «сделал» карьеру этого маршала. Именно Лаваль 9 и 10 июля на заседаниях Сената и Палаты депутатов Национальной ассамблеи Виши сумел с помощью тонких манёвров, обмана и ложных обещаний добиться впечатляющих результатов голосования (570 - за, 80 - против), наделившего Петена всей полнотой власти. А 16 и 19 января 1940 года те же самые Палата депутатов и Сенат почти единогласно высказались за лишение всех прав парламентариев-коммунистов, которые после этого оказались в тюрьме или были вынуждены уйти в подполье.

Источник: https://humanite-russie.ru/
Источник: https://humanite-russie.ru/

Он организовал встречу фюрера и Петена 24 октября 1940 года, от которой осталась фотография их знаменитого рукопожатия на вокзале города Монтуар-сюр-ле-Луар. Именно он 29 ноября 1940 года доставил в Германию золото Национального банка Бельгии, доверенное Брюсселем Франции, а также вручил немецким властям принадлежавшие Франции акции крупнейших в Европе медных рудников, расположенных в окрестностях югославского города Бор.

Петен устранил Лаваля в связи с «утратой доверия» и даже организовал 13 декабря 1940 г. его арест и домашний арест заключение замке Шательдон. Пертурбации, которые ле Голль в радиоэфире сравнил с интригами во дворце султана.

Но Лавяль устраивал немцев. Немцы негодовали, тем более что Гитлер прибыл в Париж, желая в торжественной обстановке передать Франции прах Наполеона II. 16 декабря Абетц и советник посольства Эрнст Ахенбах в сопровождении вооружённого эскорта явились в особняк в Парке Виши. Петен был вынужден отступить, освободить Лаваля и его парижского приспешника Марселя Деа, арестованного в столице одновременно с ним. Бывший депутат-социалист Деа в 1933 году вышел из Французской секции Рабочего интернационала. После долгих скитаний он основал в 1940 году «Национально-народное объединение» (ННО), а также возглавил редакцию ежедневного издания L’Oeuvre. И партия, и газета имели открыто фашистский характер.

Когда Лаваля привезли к Петену, с которым он встретился в присутствии Дарлана (преемник Лаваля на посту вице-президента) и Абетца, ему уже было нечего бояться. «Вы вышвырнули меня за дверь, как лакея, – обратился он к бесстрастно слушавшему его маршалу. – Вы упрекаете меня за Монтуар. Однако в Монтуар вы поехали по собственной воле. Вы сами сказали мне, что этого требуют интересы Франции. Но в интересах Франции - честно и достойно поладить с победителем. Впрочем, вы же насмехаетесь над понятиями чести и достоинства. Вы всего лишь марионетка, пустышка, флюгер, который поворачивается от каждого дуновения».

18 апреля 1942 года маршал предложил ему возглавить правительство. Несмотря на советы друзей, Лаваль согласился, но потребовал для себя исключительных полномочий и нового статуса: «глава правительства». Он взял под свой контроль внутреннюю политику, иностранные дела и информацию. Он окружил себя самыми преданными коллаборационистами, среди которых были Абель Боннар и «молодёжь»: Жорж Илер, назначенный генеральным секретарём администрации, и Рене Буске, которому было поручено руководство полицией. Именно они в мае 1942 года будут встречать в Париже генерала СС Рейнхарда Гейдриха, который готовил летние операции.

22 июня новый «глава правительства» представил свою программу: «Моё назначение в правительство преследует цель, которая не является секретом ни во Франции, ни за рубежом. Я хочу восстановить с Германией и Италией нормальные, доверительные отношения. Итогом этой войны неизбежно станет рождение новой Европы. Мы часто говорим о Европе, во Франции пока ещё не совсем привыкли к этому слову. Человек любит свою страну, потому что любит родную деревню. Для меня, как для француза, очень важно, чтобы завтра мы могли любить Европу, в которой Франция занимала бы достойное место. Ради строительства такой Европы Германия ведёт колоссальные сражения. И ей, как и другим странам, приходится идти на огромные жертвы. Она не щадит кровь своих молодых граждан. Чтобы направить их на фронты, она вынуждена отзывать их с заводов и с полей. Я желаю Германии победы, потому что в противном случае уже завтра всё заполонит собой большевизм».

Лаваль основал STO (Службу принудительного труда), в результате которой 600 000 французских были направлены в Германию. При его правительстве ужесточились гонения на коммунистов, голлистов, всех участников Сопротивления. 30 января 1943 года Лаваль объявил о создании милиции, официальным главой которой с тал сам, а генеральным секретарём был назначен офицер Ваффен СС Жозеф Дарнан, основатель «Службы ордена легионеров».

Лаваль органищовал трагически известную облаву на евреев в Париже 16 июля 1942 г. В организации участвовали сам Лаваль, его подручные Буске и Леге (представитель Лаваля в Париже), эсэсовцы и генерал Карл Оберг. По приказу Буске французская полиция рано утром начала облаву на евреев, которая продолжалась два дня. Людей сгоняли на зимний велодром, а потом отправляли в концлагеря в департаментах Луаре и Дранси. Лаваль лично просил немцев депортировать детей, хотя даже нацисты сомневались, стоило ли это делать это сделать. На заседании 15 августа 1942 года он заявил: «Решение проблемы французских евреев одновременно с еврейским вопросом в Германии (...) не требует от нас никакого турда и даёт одни только преимущества». 31 августа 1942 года в унтер-офицерской столовой в Виши его друг Буске хвалился: «Я уже уничтожил 13 000 человек и намерен продолжать до тех пор, пока они не успокоятся». Из этих 13 000 (точнее, 13 152) человек, из лагерей вернулись не более сотни. Из 4 115 детей, «подаренных» Лавалем эсэсовцам, не выжил ни один.

После высадки союзников немцы переправили Лаваля в Зигмаринген, где он присоединился к Петену и «компании». Затем какое-то время он пытался укрываться в Испании, но Франко распорядился выслать его и передать новым властям французского Освобождения. Каждый имеет тех друзей, которых он заслуживает!

Процесс по делу Лаваля начался в Париже 3 октября 1945 года. 9 октября он был приговорён к расстрелу, а 15 октября в 11 часов приговор был приведён в исполнение.

Список литературы:

(1) Фред Купферман цитирует эти слова в биографической книге «Пьер Лаваль» (Fred Kupferman. Pierre Laval. Tallandier, 2015)

(2) Анни Лакруа-Ри цитирует эти слова в книге «Французские элиты 1940–1944 годов» (Annie Lacroix-Riz. Les élites françaises entre 1940 et 1944 De la collaboration avec l'Allemagne à l'alliance américaine. Armand Colin, 2016)

(3) «Время иллюзий» Анри дю Мулен де Лабартет (Henry Du Moulin de Labarthète. Le temps des illusions. Constant Bourquin, 1947).