Иногда для того, чтобы быстро заснуть, советуют считать овец.
Но ученые обнаружили, что для некоторых людей это практически невозможно.
Хотя человек и может описать, что такое овца, и вспомнить, как она выглядит, но не может визуализировать ее в своей голове, не видя ее перед сбою. Причина в редком и плохо изученном заболевании.
Название этого заболевания - Афантазия, неспособность добыть воображаемую картину чего-нибудь из памяти, то лицо любимого человека или знакомого места.
Впервые его описали в XIX веке, но правильно определили лишь в 2015 году. Сегодня существует лишь несколько опубликованных исследований.
Нил Кенмюр был одним из первых, кто рассказал о своем опыте афантазии после того, как ввели этот термин.
"Когда я не мог заснуть, отчим посоветовал мне считать воображаемых овец и объяснил, как это делается. Я попробовал, но у меня ничего не получилось.
Я не видел, как овцы прыгают через забор, и не мог их считать", - сказал он.
Но Нил не считает афантазию болезнью. По его мнению, это просто особенность восприятия мира.
"Когда я думаю о своей невесте, у меня не возникает никакого образа, но я уверен, что думаю о ней. Я знаю, что сегодня ее волосы зачесаны в высокий хвост, она брюнетка".
Но я не описываю образ, который рассматриваю в воображении. Я просто помню отдельные факты. Это очень странно и, может, даже немного обидно для меня, - отметил Нил.
В 2020 году Серена Пуанг описала похожий детский опыт с овцами для The New York Times:
"Я никогда ничего не видела - только черное. Я молча считала в темноте годами".
Хотя афантазия может затруднить подсчет овец, это состояние не имеет видимого влияния на творческие способности или воображение человека, и только некоторые сообщают о проблемах со своей зрительной памятью.
Большинство людей с афантазиею живут обычной жизнью, и многие не осознают, что они другие. Некоторым даже снятся визуальные сны.
Люди с этим заболеванием все еще могут описывать и распознавать лица и места, что говорит о том, что с их вербальной воображением и пространственной памятью все в порядке.
Это подтверждает последнее исследование:
В эксперименте 103 участникам с афантазией и без нее показали фотографии трех комнат и попросили нарисовать их на бумаге дважды: сначала глядя на фотографию, а затем - по памяти. После этого рисунки оценили 2795 экспертов.
"Важно отметить, что мы не наблюдаем никаких существенных различий между контрольной группой и людьми с афантазиею при рисовании непосредственно с изображения" , - отмечают авторы исследования.
За рисунки, когда изображение было доступно, обе группы получили одинаковые баллы. Но когда участников просили вспомнить изображения без подсказки, людям с афантазией было труднее рисовать комнату.
В общем 61 участник с афантазией запомнил значительно меньше визуальных деталей, а их рисунки содержали меньше цвета и больше слов. Один человек, например, написала "окно" вместо того, чтобы рисовать его.
Однако пациенты с афантазией показали такую же пространственную точность, как и другие участники, расположив объекты в правильных местах с правильным размером.
Результаты исследования показывают, что людям с афантазией не хватает визуальных образов, но у них все в порядке с пространственной памятью.
Исследователи считают, что люди с врожденной афантазией могут переживать подобный опыт, который у незрячих с рождения.
Но чтобы выяснить, что происходит на неврологическом уровне, необходимо провести гораздо больше исследований.