В фольклоре почти всех народов мира петух является символом времени, солнца, огня, активного мужского и творческого начала. Образ петуха в религии часто связывают с началом чего-то нового, с символом очистительного огня. В христианской традиции петух — символ отречения и раскаяния апостола Петра. Согласно Евангелие Иисус поведал своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от него «прежде, нежели пропоет петух». В связи с этим Петра стали часто изображать рядом с петухом, как напоминание о грехе.
В работах авангардиста Марка Шагала образ петуха также обогащен религиозной символикой – еврейской. Отец Шагала был набожным евреем-хасидом, и его религиозные воззрения оказали на художника огромное влияние. Поэтому основой многих образов картин Шагала является еврейская национальная традиция. Важным в понимании символики работ Шагала становится древнее еврейское учение о душе человека. Евреи-хасиды верили, что каждый человек наделен двумя душами: животной - источником чувств и наклонностей и божественной – источником разума и духа.
Символический мир полотен Марка Шагала характерен такими традиционно еврейские символы, как петух и рыба в значениях мужского и женского начала. Часто Шагал изображал образ возлюбленной или невесты рядом с петухом, иногда птица даже укрывала и окутывала ее. Исследователи склонны считать, что таким образом художник наделяет петуха собственными чувствами к возлюбленной, окружает ее заботой и теплом. Петух предстает символом солнца и активного мужского начала.
Рембрандт отходит от религиозного прочтения символа и наделяет образ петуха вполне понятным и очевидным смыслом. В центре полотна, окутанная золотым свечением, в светлом наряде и с петухом за поясом изображена девочка. Символика этого персонажа во времена жизни художника была достаточно прямолинейна. Старинное название стрелков в Голландии – Klauweniers (klauw, англ. сlaw – «коготь»). Рембрандт изобразил символ аркебузьеров – петушиную лапу с когтями. Девочка держит в руке военный кубок – знак победы, о победе говорит и золотой цвет ее одежды. На шлеме перед лицом девочки – шлем с дубовыми листьями, которые тоже во времена живописца были символом аркебузьеров.
Иное значение приобретает символ петуха на полотнах Пабло Пикассо – «Петух» и «Женщина с петухом». В довоенный период Пабло Пикассо увлекается сюрреализмом. Его воображение ищет новые формы, в результате чего появляются эти яркие, графичные работы. Пикассо видит в птице симбиоз красоты и бессмысленной агрессии. Обе картины выполнены в ярких, сочных тонах, во многих элементах прослеживаются черты кубизма. Красным – цветом агрессии – выделены язык и гребешок птицы, подчеркивают ее и острые шпоры, хищно торчащие кверху. Мастер изобразил петуха без лишних мазков и точных деталей, без игры света и тени, размытым светлым фоном сделав акцент на главном персонаже картины и своем замысле.
С течением времени понимание образа петуха, как и всей символики в целом, претерпевает значительные изменения: от фольклорного до религиозного, от буквального до авангардистского. Изображение петухов на полотнах художников делает сюжет динамичнее, их присутствие таит загадку и направляет внимание зрителя в нужную сторону.
Ещё со статьями из серии "Тайные смыслы" можно познакомиться здесь:
Тайные смыслы: что объединяет картины Караваджо «Вакх» и К.П. Брюллова «Итальянский полдень»?
Тайные смыслы: раковина как символ рождения Афродиты. Боттичелли. Тициан. Босх. Рококо
О Марке Шагале можно прочитать здесь: Марк Шагал «Прогулка», или любовь окрыляет