Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Когда Иисус родился?

И.Е. Репин Рождество Христово. 1890. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
И.Е. Репин Рождество Христово. 1890. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Рождество Христово – главный (наряду с Пасхой) христианский праздник, самый радостный и торжественный день для всех христиан. И не только христиан!

Традиционно Рождество и Пасху в нашей стране отмечает большинство моих сограждан. Поэтому тема сегодняшнего рассказа может заинтересовать многих.

Один из наиболее часто задаваемых мне (как автору книги «Трибунал для Иисуса) вопросов: когда Он родился и когда состоялся суд над Ним?

В свое время потратил на изучение этого вопроса немало времени. Здесь же попытаюсь изложить свои выводы кратко и понятно.

Любой суд, как известно, начинается с установления личности человека, в отношении которого выдвинуто обвинение. По рассматриваемому в синедрионе две тысячи лет тому назад делу судьи тоже должны были выяснить: кем является Подсудимый, именуемый Иисусом из Назарета? Когда и где Он родился? Каково Его имя, место жительства и род занятий?

Сегодня большинство исследователей не сомневаются в том, что Иисус – реальное историческое лицо, а не мифический герой или плод религиозного вымысла. Он родился, вероятно, в Вифлееме[i], проживал в Назарете, предстал перед судом и был распят в Иерусалиме. У Иисуса были прозвища – Галилеянин и Назарянин (Назаретянин). Враги и недруги называли Его мятежником, самозванцем, богохульником. Античные авторы и Талмуд упоминают о Нем как о еретике и вероотступнике. Многие полагают, что Он был магом и целителем. Сегодня Иисуса называют Великим учителем и проповедником, основавшим мировую религию. При этом мусульмане относят Его к великим пророкам. Христиане же убеждены, что Он – истинный Бог.

Тем читателям, которые пока не определились в своем отношении к Иисусу, автор предлагает обратить внимание на следующее. Ведущие библеисты убедительно доказали, что авторы Евангелий стремились правдиво и максимально точно зафиксировать увиденное и услышанное, в том числе и события, имевшие отношение к судебному процессу. Правда, здесь надо сделать существенную оговорку – человеческим языком трудно было передать истинный смысл этих событий во всей полноте и многогранности, в случае, если речь шла о Богочеловеке, Его словах и делах. Дж. Д. Данн отмечал, что «использованный в этих описаниях язык указывает нам на что-то, относящееся к Богу, однако совершенно невозможно дать адекватное описание этого»[ii].

В.Л. Боровиковский. Рождество Христово. Начало XIX века. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Истра. Московская область.
В.Л. Боровиковский. Рождество Христово. Начало XIX века. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Истра. Московская область.

Теперь о датах Его рождения, суда и смерти.

О рождении Иисуса в Евангелиях говорится только в «привязке» к другим событиям (как и было тогда принято):

1. Иисус родился «во дни царя Ирода»; когда последнему сказали об этом, он «разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме... от двух лет и ниже» (Мф. 2:1, 16). В Евангелии от Матфея также сказано, что вскоре после рождения Иисуса царь Ирод умер (Мф. 2:1, 20).

Известно, что Ирод Великий был назначен управлять древнееврейским государством указом Римского сената в 714-м году от основания Рима (что соответствует 40 году до н. э.). Он находился на троне 37 лет и умер в апреле 750-го года (4 г. до н. э.). Если согласиться с тем, что незадолго до смерти Ирод действительно отдавал приказ об убийстве младенцев[iii], то Иисус никак не мог родиться позже этой даты, и, вероятнее всего, она приходится на 6-5 годы до нашей эры.

2. По сообщению евангелиста Иоанна, в начале проповеднической деятельности Иисуса иудеи сказали Ему в Иерусалимском храме, что он строится уже 46 лет (Ин. 2:20). К его перестройке Ирод Великий приступил в 732 году от основания Рима. Если с тех пор действительно прошло 46 лет, то тридцатилетний Иисус (полагают, что в этом возрасте Он начал проповедовать) вел разговор с иудеями в 778 году (732+46). А родился, соответственно, в 748 году (778 - 30), то есть в 6 году до нашей эры.

Если исходить из того, что Иисус родился в 6-5 годах до н.э., то суд над Ним мог состояться (согласно традиционной точке зрения) не ранее, чем через 33-34 года после Его появления на земле. То есть, не ранее 27 года н.э.

Евангелист Лука говорит о том, что «в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря (Тиберия[iv]), когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, …был глагол Божий к Иоанну Крестителю»[v] (Лк. 3:1). Если вести отсчет от того времени, когда Тиберий стал соправителем Августа (13 г.), то пятнадцатый год его правления приходится на 28 год н.э. Иисус в это время крестился в возрасте около 30 лет. Проповедовал Он не более трех лет. Следовательно, суд мог состояться в 30/31 году н.э., когда Иисусу шел 36-й год. Ту же дату получаем, если вести отсчет от начала единоличного правления Тиберия (14 г.) и допустить при этом, что служение Иисуса продолжалось не три года (согласно Иоанну), а меньший срок. Например – один год, как, вероятно, полагали синоптики и некоторые древние богословы (например, Ипполит Римский).

Несложно, на первый взгляд определить и точную дату суда.

1. Еврейская Пасха (Пэсах) всегда происходит 14 ниссана (по еврейскому календарю).

2. В Евангелии от Иоанна отмечается, что в год смерти Иисуса Пасха, то есть 14 ниссана, выпадала на субботу – «суббота была день великий» (Ин. 19:31).

3. Все четыре евангелиста свидетельствуют, что казнь Иисуса состоялась в пятницу (Мф. 27:62; Мк. 15:42; Лк. 23:54; Ин. 19:14,31). То есть выходит Иисус был казнен 13 ниссана[vi], что соответствует и Талмуду, в котором сказано, что Он умер «накануне Пэсаха»[vii].

В.К. Шебуев. Рождество Христово (Поклонение пастухов). Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге.
В.К. Шебуев. Рождество Христово (Поклонение пастухов). Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге.

На самом деле все значительно сложнее. Уже на протяжении двух тысячелетий историки и богословы самой высокой квалификации предпринимают тщетные попытки вычислить точные даты рождения и смерти Иисуса. Они сопоставляли новозаветные тексты с реальными историческими событиями, астрономическими данными, метеонаблюдениями, другими природными явлениями. Написали тысячи трактатов. Но так и не пришли к единому мнению.

Сложность исследуемого вопроса обусловлена целым рядом проблем: нынешнее летоисчисление от Рождества Христова ведется, как известно, не с «нулевого» года, а с 533 года н.э.; попытки состыковать римское и древнееврейское летоисчисление также сопряжены с большими трудностями; в самих Евангелиях о времени суда имеются разночтения.

По этим и другим причинам предполагаемую дату суда историки постоянно подвергают корректировке.

Чаще всего все же называют две даты – 7 апреля 30 года (783 год от основания Рима) или 3 апреля 33 года (786 год от основания Рима).

В этой статье автор не считает необходимым приводить многостраничное обоснование (поскольку оно не носит юридического характера) своего мнения по этому вопросу и лишь выражает согласие с позицией тех историков, которые пришли к выводу, что суд над Иисусом, вероятнее всего, действительно свершился в Иерусалиме в пятницу 13 ниссана или 7 апреля 30 года н.э.

А.А. Бучкури. Рождественский базар. 1906. Одесский художественный музей
А.А. Бучкури. Рождественский базар. 1906. Одесский художественный музей

[i]Исследуя Евангелия от Марка и от Иоанна, можно сделать вывод, что Иисус родился в Назарете (Мк.6:1; Ин. 1:45-46; 7:41-42).

[ii]Дж. Д. Данн. Новый взгляд на Иисуса. Что упустил поиск исторического Иисуса. М. ББИ Св. ап. Андрея. 2009.

[iii]Ряд ученых считают это событие исторически не достоверным.

[iv]Тиберий Юлий Цезарь Август (42 г. до н.э. – 37 г. н.э.) – второй римский император (с 14 г.).

[v]Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – пророк, предшественник Иисуса, крестивший иудеев в водах Иордана и предсказавший пришествие Мессии.

[vi]Ту же дату приводят в своих исследованиях о суде над Иисусом иеромонах А. Гумеров, кардинал В. Каспер, доктор юриспруденции В. Фрикке и др.

[vii]Вавилонский талмуд. Санхедрин 43а,67а