Некоторые вещи неудобно говорить ,не потому что они требуют особенно делового или тщательного выбора слов.
Так сложно сказать кому-то, что его уволили, потому что мы хотим видеть себя хорошими людьми. И чтобы справиться с трудностью увольнения кого-то, мы должны задать важный - но обычно игнорируемый - вопрос: «Что значит быть хорошим?»
Обычно мы не спрашиваем, потому что ответ уже кажется очевидным: быть хорошим - значит делать других людей счастливыми; это значит быть милым, теплым и щедрым по отношению к надеждам и чувствам окружающих нас людей. Этот ответ бесконечно подкрепляется с детства; во всех детских книгах, когда злой персонаж учится быть хорошим, это потому, что он начинает уделять больше внимания заботам других людей; они обнаруживают сочувствие, сострадание и нежность.
Вот почему увольнение заставляет нас чувствовать себя так ужасно: мы остро осознаем, что увольнение причинит им боль; они будут чувствовать себя униженными; они могут плакать; они могут рассердиться и сказать нам, что мы совершенно не заботимся о них и что мы обращаемся с ними чудовищно несправедливо.
Но есть еще одна модель добра, которая очень важна в нашей практической жизни, но не привлекает столько внимания. Это идея добродетели как превосходства. Кто-то является хорошим теннисистом благодаря надёжной, превосходной («отличной») точности, с которой он наносит удары; они могут не иметь особо нежных или приятных мыслей о своих противниках. На самом деле, иногда победа будет означать, что их противники будут разочарованы и даже разгневаны. Хороший теннисист не стремится унизить, он не жесток наугад, просто на корте его внимание привлекает кое-что еще, помимо вежливости: действительно хорошо играть в игру.
Расхождение между добродетельностью , как добротой и добродетельностью, как совершенством , иногда приходит в голову при отборе людей в команды. Может быть, есть ребенок, который хочет быть в школьной команде по плаванию; он много тренируется и хорошо дружит с другими членами команды. Но если он не очень хорошо плавает, он не может и не должен получить место в команде, даже когда друг выбирает. Его отвергают не из-за жестокого безразличия к его чувствам, а из-за преданности совершенству.
И то же самое происходит, когда кого-то увольняют. Их нужно увольнять не потому, что у них плохая душа, а потому, что они плохо справляются со своей работой. Человек, который их увольняет, ведет себя хорошо, но не так, как подобает хорошему человеку: он демонстрирует почетную преданность совершенству бизнеса.
Часть боли быть боссом заключается в том, что вы не можете быть сентиментальным, другими словами, вы не можете стремиться к двум несовместимым вещам и избегать выбора. Общество в целом сентиментально в ряде областей – люди, которые, например, с удовольствием съедят сэндвич с курицей, в ужасе отшатнутся от вида промышленной скотобойни. Мы хотим, чтобы компании предоставляли хорошие продукты и услуги по достойной цене, но нам не нравится идея увольнения людей с работы. Быть боссом-значит, по сути, управлять не только бутербродной, но и скотобойней. Это означает необходимость делать вещи, которые вовсе не хороши в служении добру.
Фактически слова встречи могут быть довольно простыми, быстрыми и прямыми (это похоже на срывание пластыря в один болезненный момент, а не на продление агонии, дразня ее постепенно):
Мне очень жаль, но нам придется вас отпустить. Мы все вас очень уважаем и любим. Но потребности нашей команды ведут нас в новом направлении. Я знаю, что это очень больно – но я надеюсь, что однажды, не сейчас, а когда-нибудь, ты поймешь, что это действительно не личное.
Самое трудное - не связывать слова воедино, а осознать, что, произнося их, вы не становитесь, как вы боитесь, окончательно ужасным человеком; вы идете одиноким, но подлинным путем к отличительному виду добра.