Наверняка некоторые уже в курсе, что сейчас во многих городах России списываются и утилизируются троллейбусы с последующей заменой на электробусы или же другие маршрутные транспортные средства. Так вот мне тут недавно предложили купить один из списанных троллейбусных электродвигателей за 40 тыс. руб. Электродвигатель был комплектный, но неисправный. Также на него не было никакой сопроводительной документации, его сложно было списывать, потому что по бумагам его как бы не было. И поэтому мне его предложили.
При покупке такого рода металлолома нужно знать, сколько он весит в сборе, сколько в нём килограммов меди, какие сейчас расценки на металлоприёмках, и только после этого начинать торговаться. По информации на шильдике он весил 725 кг, а при взвешивании он оказался даже чуть тяжелее, видимо из-за залетевшей туда грязи. И поскольку я в этом хламе мало что понимаю, мне пришлось сделать пару звонков, чтобы узнать, сколько точно там меди. Через некоторое время стало ясно, что если электромотор комплектный, то там должно быть 170 - 175 кг чистой меди без учёта изоляции.
При цене меди в металлоприёмках за 1 кг в 300 руб. со всего мотора выйдет с обмоток и ламелей коллектора около 51 тыс. руб. Плюс ещё там чермета будет примерно на 4500 руб. Итого в металлоприёмку этот мотор реально сдать за 55,5 тыс. руб. Проблема в том, что изначально за него хотели 50 тыс. руб. Но поторговавшись, мне удалось скинуть ценник до 40 тыс., а иначе просто не было смысла с ним возиться. Плюс ко всему пришлось же вызывать манипулятор, чтобы перевезти эту 725-килограммовую железяку из теперь уже бывшего троллейбусного депо в свой гараж, а это тоже стоит денег.
сРазбирался электродвигатель довольно легко, часть операций пришлось проводить при помощи электролебёдки и кранбалки. Обмотку решил не обжигать, потому что она не была пропитана лаком. Для сдачи на металлолом с неё достаточно было просто снять изоляцию. Она легко срезается обычным канцелярским или строительным ножом. После взвешивания всей обмотки и ламелей коллектора мне удалось насчитать 175 кг меди. Это 52500 руб.
Выпрессовку вала из сердечника якоря поначалу хотел делать электролебёдкой, но оказывается коллектор и пластины сердечника довольно легко снимаются с вала ударами перфоратора. И таким образом тяжёлый якорь был разобран на фрагменты, которые можно поднять. А вот с корпусом электродвигателя (станина статора) пришлось повозиться. Это оказалось цельнолитая толстостенная конструкция из стали. Я почему-то думал, что это будет "чугунина", и её легко будет разбить перфоратором. Но нет, пришлось долго и нудно распиливать всё болгаркой на небольшие фрагменты.
После сдачи в металлоприёмку кусков электродвигателя мне заплатили 56 тыс. руб с учётом того, что они поставили загрязнение меди 3% из-за наличия лака между витками обмотки. И таким образом с учётом доставки на манипуляторе, которая обошлась в 1 тыс. руб., прибыль со сданного на металлолом электродвигателя от троллейбуса составила 15 тыс. руб. На всё это у меня ушло три дня.