Как же зародилась гипотеза Даннинга и Крюгера? В 1999 году профессор по психологии и преподаватель Корнеллского университета в США Дэвид Даннинг прочитал историю о Макартуре Уиллере и трюке с лимонной кислотой, которую мы расскажем чуть ниже. Дэвид решил понять, по каким причинам грабитель оказался в подобной ситуации.
Совместно со своим помощником Джастином Крюгером профессор пришел к заключению: фактически каждый человек может быть подвержен переоценке своих возможностей в различных интеллектуальных и общественных отраслях. Однако некоторые от простых «амбиций» переходят к осуществлению задуманного, ошибочно полагаясь на свои возможности.
С целью подтверждения своей теории Данниг и Крюгер приняли решение провести несколько экспериментов.
Ученикам Корнеллского института, принимающим участие в одном из них, был задан перечень вопросов о логике, лингвистике и философии. После чего, каждому из студентов была поставлена задача: произвести оценку собственных результатов, а также выявить свое место в рейтинге среди других участников.
Результаты оказались ожидаемыми: 80% опрошенных из всех участников, набравших небольшое количество балов, переоценили свои способности. Однако 20% учеников, которые успешно выполнили задачу, поставили заниженную оценку своим возможностям.
Следующий тест был проведен за пределами университета. Вместе со студентами они поехали на стрельбище. Преподаватели задавали вопросы юным стрелкам, связанные с тонкостью стрельбы и безопасностью хранения оружия. Результат был аналогичным — люди, которые не смогли правильно ответить на большинство вопросов и не очень хорошо стреляли, значительно переоценили свои компетенции в данной области.
Заключительный эксперимент также подтвердил теорию феномена Даннинга-Крюгера. Итоги теста, проведенного последователями ученых, показали, что приблизительно 80% переоценивают свои способности в первые 2 года вождения, в результате чего, совершают необдуманные, иррациональные поступки на дорогах.
По завершению проведенных тестов, Даннинг и Крюгер распределили так называемых специалистов в какой-либо области на 3 категории:
- Люди, которые только начали свое обучение и ошибочно считают себя экспертами в выбранной сфере.
- Люди, которые потратили существенное количество времени на изучение множества вопросов в своей области и объективно понимают, что они многого не знают и им необходимо еще развиваться, чтобы стать действительно компетентным специалистом.
- И так называемые «гуру», способные дать объективную оценку себе и всему окружению, находящемуся в данной области, а самое главное, рационально и доходчиво обосновать свои заключения.
Источник: https://prostudio.ru/journal/dunning-kruger-effect/