Речь пойдет о том, по каким причинам православный христианин может расторгнуть брак со своим супругом. А что самое главное, о том как соотносится позиция Русской Православной Церкви с тем что написано в Библии. Очень заинтересовал меня этот отрывок (от Матфея 19:3 - 19:10):
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
В этом отрывке Иисус ужесточает закон Моисея и разрешает разводиться только по причине супружеской измены. Решил поискать в Гугле что думает об этом РПЦ и наткнулся на эту статью.
Оказывается, определением Поместного собора 1917-1918 годов, устанавливается 11 разнообразных оснований для расторжения брака, а Основами социальной концепции РПЦ этот список расширен еще несколькими пунктами.
Таким образом, полный перечень оснований, помимо супружеской измены, выглядит следующим образом (взято из Википедии):
отпадение супруга или супруги от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. Также заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и совершение женой аборта при несогласии мужа.
Далее в статье, священник приводит следующий аргумент в пользу множества оснований для развода:
В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям.
Если это официальная позиция РПЦ, то, на сколько я понимаю, она прямо противоречит позиции Иисуса. А "снисхождение и милость", о которых говорит священнослужитель, возвращают брачные отношения на уровень ветхозаветных, "жестокосердных"?
Я не являюсь православным экспертом, а только начинаю вникать в основы. Поэтому было бы интересно услышать мнение знающих людей на этот счет. Поделитесь в комментариях о том что вы думаете по этому вопросу!