Инструкция для воспитателей.
Каждый воспитатель сталкивался с такой ситуацией: порог вашей группы переступил новый ребенок. Что же делать? Как правило, детей отправляют в сад в 2,5-3,5 года. Поэтому говорить будем, в основном, про детей этого возраста. Не будем писать сухие инструкции, а лучше разберем на живых примерах, а в конце подведем итог тому, что получилось. Статьи получится две.
Буду рассказывать об историях из личного опыта, и историях своих коллег. Ну что, поехали?
1. Света.
Одна из самых длительных адаптаций на моей памяти – 5 месяцев. Основная особенность – начинала кричать (не плакать, сразу кричать), как только теряла воспитателя (любого взрослого) из виду. Психолога в саду тогда не было, выяснить причину такого страха не удалось.
Решение: Всегда помнить, что в группе есть Света. Если понимала, что сейчас уйду из поля ее зрения (ручки помыть с другим ребенком и т.п) – брала ее с собой. Со временем поддерживала только словесный контакт.
2. Машенька.
Не прекращающийся плач на протяжении 5 месяцев. Очень умная девочка. Быстро схватывала все негативные реакции воспитателей и манипулировала ими. Например, один раз случайно засунув пальцы в рот, вызвала у себя рвоту. Увидев, что воспитатели реагируют на это – стала делать чаще. Требовала внимания только к себе, делая вид, что других детей в группе просто не существует. Быстро распознавала все уловки воспитателей и второй раз один и тот же прием не срабатывал. Работа было проведена грандиозная!
Решение: 1. Воспитатели заметили, что успокаивает Машеньку вода, а точнее весьма забавный ритуал. Она брала ершик (чистый) и мыла им раковину. Поэтому, как только начинались слезы - ее вели умываться, ближе к воде и ершику. 2. Основная работа, все-же, заключалась в переключении внимания. Тема, на которую она откликалась – папа. Классический прием: Задавали много вопросов, не давая возможности зарыдать.
3. Юленька.
Девочка с ангельской внешностью, и постоянными слезами. Просто очень скучала по дому и родителям. Разговоры и уговоры переключали внимание, но ненадолго.
Решение: Успокоила игрушка. Вопреки правилам детского сада (иногда, во время адаптации, мы разрешаем заносить в группу домашние игрушки) разрешили принести любимого котика, которого Юля брала с собой даже на прогулку и сон час.
4. Катя.
В этот сад меня срочно вызвали, для помощи с «неуправляемой» адаптирующейся девочкой. Катя закатывала истерику, падала на пол и кричала, раздирая руками свое лицо и вырывая на себе волосы в буквальном смысле.
Решение: Познакомившись с Катей поближе, мы поняли, что она не глупая девочкой, а также очень любит на ласку. Плакала она по двум причинам: 1. Хотела к маме. Здесь просто нужно было обнять ребенка, погладить и сказать: «Я знаю, моя хорошая. Мама скоро придет». 2. Был какой-то дискомфорт. Если ее проблему никто не слышал - она начинала плакать. Например, ей важно было одеться на улицу быстрее всех, и если что-то не получалось: заел замок, застряла в кофте - она начинала плакать. Очень важным был следующий момент: если она начинала плакать, то уже не могла остановиться, поэтому она всегда должна быть в поле зрения, чтоб иметь возможность предотвратить истерику. Бонусом оказалась помощь от родителей – мама повела дочку к психологу, чтоб облегчить процесс адаптации.
Это только половина случаев, но я думаю, вы поняли, что основное решение - это понять по какой причине плачет ребенок. Действительно скучает, манипулирует, ему страшно? Варианты разные и, соответственно, работа проводится тоже разная. Но обнимашки спасают в 95% случаев.
Чтоб не пропустить продолжение этой статьи - подписывайтесь на мой канал PRO:себя. А если статья показалась вам интересной - поставьте лайк.
Другие статьи на канале: