К каким племенам можно отнести Русов?
С вашего позволения, в этой статье, воспользуюсь выдающимся (на мой взгляд) произведением белорусского исследователя Николая Чубрика "Рождение Руси". Сразу "выложу все карты", не откладывая "в долгий ящик": на основании нижеизложенного, Н.Чубрик делает предположение, что варяги-русь, это - либо дреговичи, либо волыняне, либо полочане (либо все вместе). Ниже приведены выдержки из "Повести временных лет", в которых отсутствуют эти племена среди других, платящих дань хазарам или варягам- руси, призывающих последних на княжение, привлекаемых в ополчение (то есть, упоминаются варяги, русы + другие племена, а этих трех - нет нигде (потому что они и есть - варяги-русь)):
Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ. А козаре имахуть на полянех, и на сѣверехъ, и на вятичихъ...
В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море... [...] Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами».
В лѣто 6390 [882 г.]. Поиде Олгъ, поемъ вои свои многы: варягы, чюдь, словѣны, мѣрю, весь, кривичи. [...] И придоста къ горамъ киевьскымъ... [...] И убиша Асколъда и Дира... [...] И сѣде Олегъ, княжа в Киевѣ, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ». И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася русью.
Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани словѣном, и кривичемъ и мерямъ, и устави варягом дань даяти от Новагорода 300 гривенъ на лѣто, мира дѣля, еже до смерти Ярославля даяше варягом.
В лѣто 6391. Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имать по черьнѣ кунѣ.
В лѣто 6392. Иде Олегъ на сѣвяры, и побѣди сѣверы, и възложи на нихъ дань легъку, и не дасть имъ козаромъ дани даяти, рекъ: «Азъ имъ противенъ, а вамъ не чему».
В лѣто 6393. Посла Олегъ к радимичем, ркя: «Кому дань даете?» Они же рѣша: «Козаром». И рече имъ Олегъ: «Не давайте козаромъ, но мнѣ давайте». И вдаша Олгови по щелягу, якоже и козаромъ даяху.
И бѣ обладая Олегъ деревляны, полями, радимичи, а со уличи и тиверьци имѣяше рать.
В лѣто 6415. Иде Олегъ на Грѣкы, Игоря оставивъ Кыевѣ. Поя же множьство варягъ, и словѣнъ, и чюди, и кривичи, и мерю, и поляны, и сѣверо, и деревляны, и радимичи, и хорваты, и дулѣбы, и тиверци, яже суть толковины; си вси звахуться Великая скуфь. И сь сѣми всеми поиде Олегъ на конѣхъ и в кораблѣх, и бѣ числомъ кораблий 2000. И приде къ Цесарюграду, и грѣци замкоша Судъ, а городъ затвориша.
В лѣто 6452 [944 г.] Игорь совокупи воя многы — варягы, и русь, и поляны, и словѣны, и кривичи, и тиверцы, и печенѣгы ная и тали в нихъ поемъ, поиде на грѣкы в лодьяхъ и на конехъ, хотя мьстити себе. Се слышавше, корсунци послаша къ Роману, глаголюще: «Се идуть Русь, покърыли суть море корабли». Тако же и болгаре послаша вѣсть, глаголюще: «Идуть Русь и печенѣгы наяли суть к собѣ».
Володимиръ же събра вои многы, варягы и словѣны, и чюдь и кривичи, и поиде на Рогъволода. В се же время хотяху вести Рогънѣдь за Ярополка. И приде Володимиръ на Полотескъ, и уби Рогъволода и сына его два, и дщерь его Рогънѣдь поя женѣ.
Но в составе Руси полочане, дреговичи и волыняне, тем не менее, присутствуют:
Се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне.
Про славян на Кавказе и черкесов на Днепре
В предыдущей своей статье "Откуда взялись Русы и при чем тут Черкесы?" было выявлено, что некие племена славян (и не только), уведенные в полон на Кавказ арабским завоевателем Ибн-Мерваном в количестве ~ 20000 семей, сохранили некую свою численность, но дорогой ценой (аль- Куфи "Книга завоеваний"):
Марван дал ему согласие на это, и между ними было заключено перемирие на условиях ежегодной доставки владетелем ас-Сарира в город ал-Баб 500 гулямов [т.е. рекрутов], 500 белокурых, с длинными ресницами, чувственных наложниц-девственниц, 10 тысяч динаров и 500 мудд провизии.
Таким образом, оставшиеся в живых оказались, как бы, заложниками у владетеля ас-Сарира, который ранее приютил беженцев, но, этим самым, поставил себя под удар: некоторые города были разрушены, их защитники (в том числе и беженцы-славяне) перебиты, а запросившие мира - получили его на драконовских условиях. Кто должен был помогать владетелю ас-Сарира расплачиваться?
С этой точки зрения, салтово-маяцкую культуру можно принять, как свидетельство расселения славян у Кавказа, которая просуществовала, как раз, с VIII в. (Поход Мервана, пленение славян) до X в. (разгром Хазарии князем Святославом).
После соприкосновения с народами Кавказа, в процессе совместного проживания (а в этих условиях выросло не одно поколение), несомненно, должен был поменяться менталитет пришлого населения, что, в итоге, и сказалось: предположительно, часть, действительно, осталась "помогать выплачивать долг", а часть ушла за Днепр, расположившись вокруг Припятских болот и на их островах, чтобы через какое-то время вернуться, чтобы, наконец, прервать эту порочную практику, раз и навсегда.
Как повествуется в "Повести временных лет":
В лѣто 6473 (965г.). Иде Святославъ на козары. Слышавше же, козаре изыдоша противу съ княземъ своим каганомъ, и съступиша ся бити, и бывши брани межи ими, одолѣ Святославъ козаром и городъ ихъ Бѣлу Вежю взя. И ясы побѣди и касогы, и приде къ Киеву.
Но вот, настал черед черкесов. Про них в Новгородской летописи уточняется (здесь, вместо слова приде, фигурирует слово приведе):
«В лето 6472 (965 г.) Иде Святослав на Козары… и град их Белу Вежу взя. И ясы победи и касоги и приведе Киеву».
То есть, часть касогов, Святослав, приведя в Киев, очевидно, использовал, в последствии, как наемное войско. Значит, уже в X веке черкесы жили под Киевом, а известные казацкие города Канев, Черкассы, Чигирин, как известно, находятся в этой же черте. Именно здесь и сформировалось, со временем, запорожское казачество.