Найти в Дзене
Камера Мотор Денис

Советская экранизация Достоевского, которая была сразу же запрещена

"Скверный анекдот" (1966) Александр Алов, Владимир Наумов

Для нас стало совершенной неожиданностью, что данная экранизация Достоевского практически сразу после финального монтажа и сдаче комиссии, легла на, так называемую, «полку». Даже, как говорят некоторые киноведы, он стал первых в числе запрещенных, «полочных фильмов».

Это факт еще больше подогрел наш интерес к фильму и заставил как можно скорее посмотреть его, хотя он и так был в нашем списке просмотров.

"Скверный анекдот"
"Скверный анекдот"

В начале 60-х годов в Советском Союзе во многих сферах жизни произошла «оттепель». Так назвали особые условия в культурной, общественной и политической жизни в СССР, когда стали возможны дискуссии о дальнейшем будущем страны, началась волна международных связей, доступ информации и ее обмен между людьми в нашей стране. Стало возможно произносить свое, личное мнение об искусстве и культурных явлениях.

"Июльский дождь"
"Июльский дождь"

Связано ли было это со смертью Сталина в 1953 году или с выдохом после напряженной и трудной восстановительной работы по окончании Великой Отечественной войны, оставим на суд историкам. Но, как факт, данное положение вещей нельзя отрицать и, в частности, в отечественном кинематографе тому подтверждение выход картин «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») (1964), «Июльский дождь» (1966), «Я шагаю по Москве» (1963) и прочие.

"Мне двадцать лет"
"Мне двадцать лет"

Казалось бы, как экранизация классического произведения Достоевского, который не был запрещён в советской школе и на его романах воспитывалось новое поколение людей, могла кого-то заставить запереживать и в конечном итоге совсем закрыть ленту?

Напомним о чем речь в сатирическом рассказе Ф.М. Достоевского.

У высокопоставленного господина Ивана Ильича Пралинского все как у людей его статуса. Не особо напряжённая работа, светские разговоры и достойные знакомые. Но есть одна особенность - ему не дает покоя крестьянский вопрос и либеральные идеи. Не на месте у него душа от того, что крестьяне не понимают и не оценивают по достоинству всех тех государственных дел, направленных на помощь им. Но это не просто его капризы и идеи. Во всем этом есть и практическое зерно - как только «мужик» поймет суть идей, так сразу станет покладист и им проще будет управлять, он будет благодарен «господам».

"Скверный анекдот"
"Скверный анекдот"

Выпив у знакомых, он отправляется пешком домой и по пути заходит на свадьбу к своему подчиненному, из «простых». Вот тут-то и начинается несоответствие взглядов чиновника о людях из «низов» и того, что он увидел вокруг себя. Пересказывать все не будем, рассказ небольшой, увлекательный, можно и перечитать.

Интересно другое. Как эту маленькую вещь Достоевского о рабстве внутри себя и о громадной пропасти между низами и верхами интерпретируют два советских режиссёра для современных реалий?

"Скверный анекдот"
"Скверный анекдот"

До этого дуэт режиссеров Алова и Наумова снимали вполне себе «правильные» вещи - «Павла Корчагина» по «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Мир входящему» о только что завершённой ужасной войне.

"Павел Корчагин"
"Павел Корчагин"

В данной же работе по классику 19 века они продемонстрировали свой особый талант - тонкого и глубокого анализа проведения, а также умение с помощью посторонних средств - монтажа, крупных планов, музыки и звуков - задавать тональность фильма. Но отдельного внимания и аплодисментов заслуживает метафоричная манера «между строк» передавать самые сложные и противоречивые моменты истории.

От этого в фильме порой все замирает и наступает безвременье, экзистенциальная пустота. Герои замирают, не живут, они лишь наблюдают себя и других персонажей в пространстве и времени.

"Преступление и наказание"
"Преступление и наказание"

За несколько лет до всем известной картины Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», которая очень убедительно показала именно в кинематографической форме искривлённый мир романа Достоевского, нашлись авторы, которые сделали это еще раньше и задали тот самый нужный тон.

"Кабинет доктора Калигари"
"Кабинет доктора Калигари"

Здесь есть и «Кабинет доктора Калигари» Ф. Мурнау с его деформированными декорациями и героями, Ф. Кафка с его абсурдистскими историями, И. Бергман и его «Земляничная поляна» и Л. Бунюэль с сюрреалистическим познанием мира.

"Скверный анекдот"
"Скверный анекдот"

Такое ощущение, что с этой «оттепелью» открылся взгляд на мировую современную им культуру и режиссеры напитались ее сполна.

Катина была закрыта в 1966 году и вновь была показана публике лишь в 1987 году. Увы.

По итогу, сейчас получается, что лучшие образцы советской культуры появлялись там, где авторы соединяли 4 вещи:

  • классическое наследие в отечественном искусстве
  • советский реализм
  • свой личный взгляд на мир
  • мировые тенденции в искусстве

Фильм советуем всем пересмотреть самим и задаться вопросом - а что там такого «полочного» и крамольного?

Пишем только о качественном кино, которое ТЕБЕ точно ПОНРАВИТСЯ!