Найти тему
kynozavrik

"И жили они долго и счастливо". Что не так в сладкой сказке о космической любви? "Пассажиры" (2016 г.)

кадр из фильма "Пассажиры" (2016)
кадр из фильма "Пассажиры" (2016)

2016 год. Об абьюзе и токсичности мы еще не наслушались и, возможно, даже не знали, что это такое, а до движения metoo оставался целый год. На экраны вышел фильм "Пассажиры". Сладкая космическая сказка о любви до гроба.

Ситуация банальна: большой корабль направляется к новой "Земле" с 5000 пассажиров на борту. До места назначения остается еще 90 лет, когда одна из камер случайно открывается. Просыпается мужчина, наш главный герой - Джим. На борту, кроме него, никого нет: остальные спокойно спят в режиме гибернации. Когда-нибудь они проснутся, но Джим не доживет до этого момента.

Джим гуляет по кораблю, ест, пьет, болтает с роботом-барменом, рассматривает, конечно же, пассажиров. Что ему еще делать?

Наконец, замечает красивую девушку и вроде как влюбляется. Регулярно наблюдает за ней, смотрит ее видео и в один прекрасный момент ее будит.

"Будишь меня?" - "Буду!"

Согласно сюжету, заснуть обратно нельзя. Обе камеры сломаны, и, проснувшись, девушка жутко расстраивается. Неудивительно: она никогда больше не увидит своих родных и друзей. Более того, она весь остаток жизни проживет на корабле, в компании незнакомого мужчины.

Представили себе такую жуть? Ага, страшно. Джиму тоже страшно, но в его случае имело место досадное недоразумение и печальное ЧП.

Аврору, нашу "еву", конечно, поначалу обманывают, но она все равно узнает правду: ее разбудили. Это не произошло случайно. Джим намеренно разрушил ее жизнь. Ну, потому что в нем проснулась любовь, видите ли. Или ему стало слишком скучно.

По закону жанра, они мирятся, Аврора отвечает Джиму взаимностью, вместе они спасают корабль и других пассажиров от неминуемой смерти и проживают весь остаток жизни на корабле, превращая его в райский сад.

Почти все события, кроме ключевых, - шелуха и попытка развлечь зрителя. В сухом остатке перед нами - печальная картина.

За Аврору решили, как она проживет остаток жизни

Да, вот так просто. Сразу отмечу противникам феминизма: на ее месте мог оказаться и Джим. Его могла разбудить Аврора. Или любая другая девушка на корабле. Пол здесь не так важен. Важна роль.

Аврора - жертва. Жертва конкретного человека, который просто якобы влюбился (или сошел сошел с ума от одиночества).

Теперь поставим себя на место Авроры.

Вы отправляетесь на корабль в надежде прожить свою жизнь на приятной и красивой планете в компании разных людей. Потом вас будят и говорят: ты не сможешь этого сделать. Твои мечты и желания ничтожны, ты должна жить со мной до смерти. И назад пути нет. При этом ты, конечно, обеспечена всем: едой, комфортом, даже контентом. Только людей вокруг не будет, а твой единственный сосед обязательно станет твоим единственным мужчиной. Других-то нет.

Не знаю, кто как, а я вижу в этом чудовищную жестокость. Влюбленность со стороны Авроры может не возникнуть. Она может исчезнуть у обоих героев. Даже в обычной жизни супруги часто не выносят друг друга после 15-20 лет брака. Даже если выбрали друг друга осознанно.

Почему Аврора не заснула обратно?

Сценаристы попытались "прикрыть зад": по сюжету, Аврора могла уснуть в "лечебной" камере и проспать до самого прибытия. Но девушка отказалась. Почему?

Авторы фильма уверяют нас, что из-за любви. Но здесь - другое.

Аврора чувствует вину перед Джимом. Она понимает, что Джим останется один на корабле до самой смерти, и, как любой нормальный человек, не может обречь его на это. После такого Аврора просто не сможет нормально спать (потом уже, через 90 лет), заводить новые знакомства, влюбляться. Она будет постоянно думать об этом умершем человеке и терзаться муками совести.

В фильме Аврора показана нормальным человеком. Она - не Джим. Она не может обречь другого на ужасную участь.

Так что не так-то?

А все просто.

Нам пытаются показать историю чудесной любви. "Жили они долго и счастливо".

На деле же это история преступления, насильника и жертвы, пленителя и пленника (а Джим тут выступает именно как пленитель). Даже если Аврора поверила в то, что любит Джима, она не сможет ему до конца простить свою участь. И их жизнь на корабле будет напоминать ад. Скорее всего, так и было. Эдем, созданный "Адамом" и "Евой" на корабле, - лишь способ заполнить пустоту.

Фильм очень простой, без каких-то тайн, но нам дают еще одну замечательную подсказку: у Джима и Авроры нет детей. Это странно, учитывая, что на корабле нет абортариев и, скорее всего, нет контрацептивов. Да и если бы они были: неужели наши инфантильные герои вдруг стали такими сознательными и решили не обрекать на одиночество еще одно живое существо? Вряд ли. Скорее всего, они просто не хотели иметь совместных детей - это было бы для них слишком сложно психологически.

Перед нами - не фантастическая мелодрама, а трагедия в одном действии. И она очень сильно напоминает мне времена, когда мы не могли разводиться, а женщины не выбирали себе супругов.