Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Соединенные Штаты и Иран взяли опасный курс на столкновение

Иран объявил о том, что начинает производить низкообогащенный уран, подняв «планку» до 20%, в то же время США подняли в воздух стратегические бомбардировщики в ответ на предполагаемые угрозы. В первую годовщину убийства лидера элитных иранских сил «Кудс» генерала Касема Солеймани в результате целенаправленного удара беспилотника 3 января 2020-го года, одобренного президентом США Дональдом Трампом, что-то должно было произойти.

Тегеран регулярно настаивал на том, что убийство еще не отомщено. Поэтому американские чиновники в последнее время стали особенно нервничать. В декабре США дважды запускали стратегические бомбардировщики над Персидским заливом, демонстрируя силу, призванную удержать Иран от нападения на американские или союзнические объекты на Ближнем Востоке.

Высокопоставленный американский военный чиновник подтвердил, что второй полет в прошлую среду двух бомбардировщиков ВВС B-52 Stratofortress был ответом на сигналы о том, что Иран может планировать нападения на объекты союзников США в Ираке или в других местах региона в ближайшие дни. Он утверждал, что американская разведка обнаружила признаки «довольно существенных угроз» со стороны Ирана.

Однако, похоже, США стали «лаять не на то дерево». Иранские официальные лица неоднократно заявляли в последние дни, что Тегеран не намерен начинать войну, но имеет возможность нанести ответный удар в случае нападения. На самом деле, как считают наблюдатели, происходит гораздо более зловещее развитие событий.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщило в пятницу в Вене: – «Иран проинформировал агентство о том, что в целях соблюдения правового акта, недавно принятого парламентом страны, Организация по атомной энергии Ирана намерена производить низкообогащенный уран до 20% на заводе по обогащению топлива в Фордо». В заявлении, правда, отмечается, что в сообщении Ирана от 31 декабря «не было сказано, когда именно будет осуществляться эта деятельность по обогащению».

По сути, Тегеран уведомил, что планирует обогатить уран до уровня в 20% чистоты, которого он ранее достиг еще до вступления в силу Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 2015-го года, на своем заводе в Фордо. Этот шаг был одним из многих упомянутых в законе, принятом парламентом Ирана в прошлом месяце в ответ на убийство ведущего ученого-ядерщика страны, в котором Тегеран обвинил Израиль.

Осуществление своих прав на практике. Сделка 2015-го года не допускает обогащения в Фордо, который находится внутри горы с тем, чтобы защитить его от воздушных бомбардировок. Иран до сих пор достиг лишь 4,5% чистоты обогащения, что значительно меньше тех 20%, которых он достиг до СВПД. Но, не надо ошибаться, это «идеальный шторм». Строго говоря, Иран только планирует воспользоваться правом, предусмотренным положениями сделки 2015-го года, реагировать на обстоятельства, когда один из подписантов СВПД – в данном случае Вашингтон – не выполнил своих обязательств. Во-вторых, Тегеран уведомил МАГАТЭ о своих планах, но его ядерный руководитель Али Акбар Салехи с тех пор уточнил, что необходимые распоряжения президента Хасана Роухани о принятии соответствующих мер все еще ждут своего часа. В-третьих, по мере поступления президентских директив Иран планирует изменить урановую газовую капсулу под наблюдением МАГАТЭ. Салехи назвал свою команду ученых «солдатами исламской системы».

Таким образом, в ближайшем будущем потенциально может возникнуть серьезная ситуация. Ядерная сделка 2015-го года неуклонно размывается, и бессмысленное убийство иранского ученого-ядерщика в конце ноября открыло Тегерану путь к тому, чтобы сократить «время прорыва» для производства достаточного количества расщепляющегося материала для бомбы – если он решит ее сделать – примерно до двух-трех месяцев, ну, или, по крайней мере, до года. До сих пор оценка МАГАТЭ сводилась к тому, что Иран не продвигался вперед в своей ядерной работе так быстро, как мог бы. Но теперь все может измениться.

Однако, несмотря на то, что Иран нарушил многие ограничения СВПД, он по-прежнему сотрудничает с МАГАТЭ и предоставляет инспекторам доступ в рамках одного из самых строгих режимов ядерной проверки, навязываемых любой стране. При этом МАГАТЭ также официально заявило, что с 2019-го года Иран начал обогащение с помощью передовых центрифуг, переместив три каскада или группы этих центрифуг на подземный завод в Фордо. В ноябре МАГАТЭ заявило, что Иран подал газообразное сырье из гексафторида урана в первый из этих подземных каскадов.

Сделка 2015-го года запрещает обогащение в Фордо, месте, которое Иран тайно построил внутри горы, где центрифуги разрешены только для таких целей, как производство стабильных изотопов. Иран сейчас имеет 1044 центрифуги IR-1 для обогащения. «Известное неизвестное» здесь заключается в том, что накопление достаточного количества расщепляющегося материала широко рассматривается как самое большое препятствие для производства оружия. Очевидно, что потенциально возникает неприемлемая ситуация.

«Зловещее наследие». Иран предупредил о «сокрушительном ответе» на любое нападение со стороны США или Израиля. Официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде заявил в минувшие выходные: – «Режим в Иерусалиме хорошо понимает, что если кто-то приблизится к красным линиям Ирана, ответ Ирана будет сокрушительным. Мы не пойдем ни на компромисс, ни на примирение по вопросам национальной безопасности и национальных интересов Ирана. Но в случае с американскими действиями мы видим определенные признаки того, что эти движения являются «озорными». Мы прямо и без всяких замалчиваний сказали, что США должны отвечать за последствия любого авантюризма. Мы, конечно, не ищем напряженности, но в то же время достаточно серьезно относимся к защите своих интересов. Более того, мы ничего не начнем. Но наш ответ будет решительным, абсолютным и твердым. Мы надеемся, что они не добавят больше ничего зловещего к своему наследию. Мы надеемся, что они закончат обратный отсчет до своего изгнания из Белого дома более достойным образом. Этого зловещего наследия хватит на всю историю США».

Хатибзаде подчеркнул, что Тегеран также предупредил региональные государства о том, чтобы они не были вовлечены в заговоры и злонамеренные действия против Ирана. Действительно, Пентагон не рискует больше. В четверг, на следующий день после второго полета бомбардировщика В-52, Пентагон принял решение вернуть на родину авианосец ВМС США «Нимиц», развернутый в Персидском заливе. Однако сообщения от 4 января указывали, что авианосец все еще остается на месте.

За две недели до того, как покинуть Белый дом, Трамп потеряет лица, если ничего не предпримет. Но если он прибегнет к акту войны без одобрения Конгресса, это будет не только подстрекательством к мятежу, но и потенциально может иметь ужасные последствия для жизни американцев, помимо нанесения ущерба Израилю и союзникам Соединенных Штатов в регионе Персидского залива.

Как выразился Хосейн Дехган, старший военный советник верховного лидера Ирана и бывший министр обороны, «американцы находятся в состоянии готовности, опасаясь мести Ирана, и для шоу запустили два бомбардировщика B-52 над Персидским заливом. Все их военные базы в регионе находятся в пределах досягаемости наших ракет». Широко разрекламированное Трампом «максимальное давление» на Иран обернулось, как обычно, для Соединенных Штатов бумерангом.

M. K. Bhadrakumar дляAsia Times.