Я почти закончила говорить о "Войне и мире"...Почти. Потому что мне напомнили о Соне Ростовой. Приниматься за нее не хотелось. Несмотря на то, что Соня - героиня второго плана, она под конец прочитанной когда-то эпопеи, оставила более яркие впечатления, чем...да чем та же Наташа. Наташа к финалу оказалась весьма скучной особой. С Соней же Толстой поступил еще хуже - он лишил ее всего. Любви, права на женское счастье, отказав ей даже в самой малости - в уважении. А ведь Соня его вполне заслуживала.
Напомню, Соня - троюродная сестра Наташи, Николая, Пети и Веры Ростовых. Она - сирота, бедна, не имеет приданного (а значит и хорошего шанса на удачное замужество), привязана к удочерившему ее семейству.
Мы знаем про Соню, что она очень хорошенькая девушка с длинными ресницами, толстой косой и черными глазами.
"...Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее..."
"...Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было достаточно..."*
В книге Соня чаще всего сравнивается с кошечкой:
"Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой..."
"Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошечью натуру..."*
Наташа считала Соню поверхностной, неспособной на сильные чувства. Именно в уста Наташи Толстой вкладывает презрительную реплику:
"Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы..."*
А ведь Соня не просто хорошая и добропорядочная девушка, она ещё и очень верная и преданная. Однажды полюбив своего Николая, она так и не смогла разлюбить его. Ради него отвергла очень выгодное для нее предложение Долохова, отказалась от попытки создать свой очаг, великодушно дала Николаю полную свободу, которую тот и использовал, женившись на княжне Марье и обзаведясь потомством.
Итак, доброты и великодушия в Соне хватило на то, чтобы отпустить своего любимого Николеньку. Тяжело представить, какая бездна понимания, всепрощения и готовности принести себя в жертву таилась в этой девушке. И это о ней Наташа, та самая Наташа, которая с легкостью отреклась от своего Андрея, поддавшись захватившим ее чувствам к Анатолю, говорит злые, жестокие слова. Оправдывать свое недостойное поведение порывами чувств, которых, конечно же, никогда не испытывали другие - это так...прелестно!
Соня же, пожертвовавшая своим возможным счастьем, своим будущим из благодарности к воспитавшим ее людям, живёт в доме Николая, воспитывает его детей...оставаясь до конца жизни на сомнительном положении чудаковатой старой девы-бесприданницы. И, конечно, все это не ценится ни героями самой книги, ни ее автором - Львом Толстым, в чью мораль, как известно, благородные старые девы не укладывались:
"Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию…"*
Очень трагический, но оттого и интересный персонаж, не правда ли?
Давайте же посмотрим, какой Соню видели режиссеры.
В голливудской постановке 1956 года роль Сони Ростовой исполняет актриса Мэй Бритт.
Хрупкая брюнетка неожиданно превратилась в пухленькую блондинку, кошачья грация потерялась примерно там же, где и черные бездонные глаза. К сожалению, здесь несовпадения не закончились: Соня в этом исполнении неумна, медлительна и удручающе невнятна, теряясь где-то за образом Наташи. Такая вот картинка блондинки. Хотя мы-то точно знаем, что Соня была умной, образованной девушкой, да и житейской мудрости в ней было достаточно. Даже когда Соня препятствует побегу Наташи к Анатолю, она выглядит настолько блекло, что ее можно было и вовсе оттуда исключить, и сцена (как собственно и другие с ее участием) бы ничего не потеряла.
Советская версия предлагает нам в образе Сони Ирину Губанову.
Здесь уже появляется совпадение: Соня и черненькая, и в меру хорошенькая. Актриса передвигается плавно, пластично, если это и не "кошачья" грация, заявленная в романе, то определенно что-то к ней близкое. В упомянутой выше сцене с неудачным побегом Наташи эта Соня уже не играет роль стула по эмоциональности ничем не уступает своей подруге. А как меняется взгляд Сони, когда она смотрит на своего Николеньку! Бесспорно, актрисе очень хорошо удалось передать образ героини.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о Соне в исполнении Джоанны Дэвид в британской экранизации романа 1972 года. Я порой задаюсь вопросом, зачем я с таким упорством возвращаюсь к этому сериалу и вставляю его в эти обзоры? Он так откровенно плох, что на его фоне все остальные киноверсии являются подлинными шедеврами...Хотя с образом Сони BBC попытались попасть в точку, выбрав темноглазую и темноволосую ну, ребят, это не густая черная коса, правда актрису...
Все равно им ничего не удалось. Стабильность, однако. Внешне актриса под книжное описание Сони в романе подходит ровно до того момента, пока не начинает двигаться и говорить. Потому что в этот момент очарование пропадает, и принцесса превращается в лягушку, кошечка превращается в серую мышку. Пугливо держится в стороне, в кадре теряется.
Мне всегда казалось, что характера в Соне, несмотря на мягкость, было достаточно, но здесь даже непонятно, как такое хрупкое создание решилось в чём-то противостоять Наташе. Впрочем, там и Наташа-то такая...на добрый десяток лет постарше. Ну и, соответственно, давит бедную Соню своим жизненным опытом и суровым авторитетом.
Вот мы и добрались до современных экранизаций. В 2007 году Соню играла Ана Катерина Морариу.
Актриса, конечно, попадает в типаж, но здесь, как, собственно, и в предыдущих экранизациях от шикарной косы, которая обвивалась вокруг головы Сони несколько раз, остались лишь одни воспоминания в виде тоскливого пучка. Ладно, наверное, это лучше, чем прикреплять искусственные косы, которые были бы заметны...
По поводу игры актрисы мне сказать, пожалуй, что и нечего. Равно как другие женские персонажи этой постановки, Соня здесь такая же, как княжна Марья, маленькая княгиня, даже Наташа и Элен...Как можно сделать так, что всех этих женщин объединяет нечто общее, безликое, что прослеживается и в характерах, и в действиях, я ответить затрудняюсь, увы.
В последнем из ныне отснятых сериалов - в сериале 2016 года в роли Сони мы видим Эшлинг Лофтус.
Соня из черненькой внезапно стала русой (как и собственно сама Наташа Ростова), ни длинных ресниц, ни кос здесь также не наблюдается. Но хуже того, есть в ее взгляде что-то такое, что я невольно начала ее побаиваться. Такой стальной испытующий взгляд был у моей учительницы по математике и доставил мне много неприятных мгновений...Вам, возможно, такие ассоциации не грозят, а потому...
Потому эта Соня на общем фоне остальных бледномышковых Сонь вполне даже ничего. Актрисе хорошо удалось показать и нежное чувство к Николаю, и вежливую боязливую неловкость по отношению к Долохову, но...есть в ней что-то тревожное.
Ну что же, с Сонями сложно. Особенно сложно мне, потому что я всегда ощущала какую-то трагическую несправедливость в том, что сделал с ней Толстой. Чем она заслужила такое презрение со стороны тех, кого так любила? Нет ответа. Она ведь сильная, умная, добрая. В ней ведь даже Долохов, Долохов, с его-то характером, разглядел что-то такое...что полюбил ее. А вот ни Толстой, ни Ростовы не смогли ее оценить.
*Толстой Л. "Война и мир".
- Еще о "Войне и мире":