Нирупа Рой — одна из самых знаковых экранных матерей индийского кинематографа.
Нирупа Рой родилась в Булсаре 4 января 1933 года*. Вскоре после этого ее отца-железнодорожника отправили в Даход (город в индийском штате Гуджарат), где семья обосновалась окончательно.
Там же девочка училась до 4 класса. Ее родители были очень ортодоксальными и не верили в образование девочек, поэтому в пятый класс ее не пустили. Они считали, что если дочь продолжит учебу, то будет трудно найти ей жениха.
Вот что вспоминает сама Нирупа о своих первых заработанных деньгах:
«Во мне всегда было желание встать на ноги, я зарабатываю с детства. При этом наша семья жила в достатке и мне не нужно было помогать родным.
Просто я всегда хотела показать родителям, что могу что-то делать. В те времена петлицы на одежде шили вручную. Так я заработала свои первые деньги. Нам платили по 4 анны за 25 петлиц. Таким образом, я накопила 15 рупий, но никому об этом не говорила — спрятала деньги на чердаке.
Однажды хотела взять их, но не нашла. Как же я плакала! Родители постоянно спрашивали, что случилось, но, поскольку никто не знал о моих накоплениях, я не могла им сказать.
На следующий день я вспомнила, где спрятала деньги и нашла их. Оказывается, все время искала их не в том месте. Кажется, на них я купила набор чоли (блузок) для сари. Тогда мы не носили сари в полном комплекте».
Воду для ежедневного потребления жители приносили из водоемов. Однажды, спускаясь к берегу, Нирупа поскользнулась в воде, запаниковала и закричала.
Кто-то сразу побежал к ней домой и сказал ее отцу, что дочь утонула. Он был в таком шоке, что даже не смог прийти и посмотреть, что случилось. В конце концов люди, которые были поблизости, помогли Нирупе и вытащили ее из воды.
Когда она вернулась домой, отец не поверил своим глазам. Он все время повторял, что произошло чудо. Это случилось в 1943 году.
В 1945, будучи 12-летней девочкой, Нирупа Рой вышла замуж за парня по имени Камал Рой. Вернее, брак устроили ее родители. Нирупе даже не разрешили взглянуть на жениха, не то, чтобы заговорить с ним. Парень жил в Бомбее, но родом был из Булсара.
Дети обручились. После этого он часто навещал ее семью. Однажды Камал попытался взять Нирупу за руку, но девочка убежала. Он был очень недоволен таким поведением и хотел разорвать помолвку, сказав, что невеста слишком традиционная, ибо он, живя в Бомбее, был современным.
Его друг уговорил все же жениться на Нирупе, убедив Камала, что именно такие девушки, как она, часто оказываются способными и умными.
Именно в Бомбее она впервые познакомилась с кино. До замужества девушка не видела ни одного фильма. Ее родители считали, что фильмы оказывают разрушающее влияние, так что только после приезда в Бомбей она узнала, что такое фильмы.
В 1946 году Вишну Кумар Вьяс искал новых артистов для своего гуджаратского фильма «Ranak Devi». Ее муж подал заявку на роль, а она пошла с ним на интервью чисто для поддержки.
Роль он не получил, а вот Нирупа очень понравилась продюсерам и они сразу сказали, что возьмут ее в качестве героини.
Муж тут же согласился. И Нирупа, исполняя его желание, не могла отказаться. В итоге роль, которую ей предложили, досталась другой актрисе, Анджане.
А Нирупе дали маленькую роль третьего плана. Это был горький первый опыт. Именно господин Вьяс дал ей псевдоним — Нирупа Рой.
Тем временем ее фотографии начали появляться в газетах и «долетели» до Буслара, где кто-то показал их ее родителям. На девушку сразу же обозлились не только родные, но и все соседи и община.
Ее родители были наказаны за участие дочери в кино. Старейшины отлучили их от церкви. Отец, который до этого души в дочери не чаял, сказал, что она больше никогда в жизни не переступит порог его дома и что он никогда больше не хочет ее видеть.
Нирупа даже не смогла приехать и проводить отца в последний путь — ей сообщили слишком поздно.
«Возможно, он мельком увидел меня, когда я приезжала в Булсар на встречу с мамой. Раньше мы устраивали встречи в чужих домах. Она скончалась через пять лет после него», — с грустью говорит Нирупа.
В то время она оказалась в затруднительном положении. С одной стороны, отрекшиеся родители, а с другой — печальный опыт первого фильма. Если бы она решила бросить кино, то ее мужа это бы разозлило.
«Если бы я настояла на том, чтобы больше не сниматься в фильмах, мой муж мог бы отправить меня обратно к родителям. Это привело бы к еще большему скандалу.
Я решила придерживаться желания мужа и продолжать сниматься в кино. Я была полна решимости добиться успеха. Мой муж сам хотел стать актером, но так как не смог этого сделать, решил, что меня, как актрисы, ему будет достаточно», — делится Нирупа.
А тем временем люди приезжали из Булсара и угрожали молоденькой актрисе. К счастью, они жили на первом этаже. Люди стояли на дороге и кричали, что если она выйдет — они ее убьют. Каждый раз к ним выходил ее муж. Запирал жену и шел разбираться.
Ее первый успех случился, когда актриса, выбранная на главную роль в драме «Gunsundari» (1948) заболела, и кто-то предложил имя Нирупы.
Фильм стал настоящим хитом, после чего 15-летняя девушка подписала контракт еще с тремя гуджаратскими фильмами — Mangal Phera, Nanand Bhojai и Gada No Bel.
С ее успехом отношение людей изменилось. Те, кто угрожал актрисе ранее, приехали в Бомбей встретиться с ней и взять автограф.
«В некоторой степени я обязана им своей карьерой. Из-за их поведения у меня была огромная мотивация стать знаменитой. Если бы я позволила им запугать себя, отказалась подчиниться желанию мужа работать в кино и вернулась к отцу, я бы сегодня была никем. В то время это могло показаться бунтарством, но, оглядываясь назад, я чувствую, что сделала правильный шаг», — откровенничает Рой.
Это был первый из 40 мифологических проектов, в которых она сыграла. Волна началась в 1950 году и после этого Нирупа переиграла множество Богинь на экране.
«Я играла Парвати в четырех фильмах, а Ситу в трех. Змеи были моими главными партнерами, я работала с ними каждый день.
Помню, как мне постоянно снились эти змеи. У меня было постоянное ощущение, что один прячется прямо над моей головой.
В то время зрители относились ко мне с почтением: люди приходили в кинотеатры со всем снаряжением для проведения молитв», — делится Нирупа.
«Это был либо в Baazigar (1959), либо в Chaalbaaz (1958), когда я впервые села на лошадь. Я никогда раньше не ездила на них, но была более, чем готова попробовать.
Дрессировщик лошади предупредил, что если я не умею ездить верхом, то лучше не пробовать. Я промолчала. Он осторожно сказал мне, за какой повод натянуть, чтобы лошадь пошла рысью, и как ее остановить. Я согласилась и, как и ожидалось, сделала противоположное тому, что мне сказали.
Лошадь рванула галопом! В ужасе я схватилась за ее шею. Тренер крикнул мне, чтобы я дернула его за гриву, но кто его слышал?
Съемочная группа поехала за мной на джипе: приближаясь, они попросили меня схватить ветку дерева. Мне, наконец, удалось слезть с лошади».
«Два бигха земли», выпущенный в 1953 году, был самым важным фильмом в карьере Нирупы Рой.
Он был показан на московском фестивале вместе с «Бродягой» и «Байджу Бавра». Вместе с Наргис Нирупа Рой была в составе индийской делегации в Москве. С тех пор социальное начало преобладало, мифология отошла на второй план.
Вместе с Балраджем Сахни, ее партнером по фильму «Два бигха земли», Нирупа сыграла в 15 фильмах. Столько же проектов у нее с Ашоком Кумаром.
На протяжении всей карьеры Нирупа много работала с животными — змеями, гепардом, тигром, слоном. Для фильма «Samrat Chandragupta» слон должен был поднять актрису и перенести ее на некоторое расстояние. Когда Нирупа сама вызвалась исполнить этот трюк, все подумали, что она сошла с ума.
«Улхас, исполнявший роль злодея, сказал моему мужу, который присутствовал на съемочной площадке, что он отправляет меня в пасть смерти. Но поскольку я была уверена в себе, муж отпустил меня.
Однако это было не так захватывающе, как я себе представляла. Когда слон схватил меня своим хоботом и качнул вверх, все, что я увидела, было в оттенках зеленого. Его хватка была очень сильной!
Я перестала дышать… И выжила в этой сцене только по милости Божьей. Сегодняшние героини убегут от таких кадров за тридевять земель!», — смеется Нирупа.
Ее переход на роли матерей произошел по воле судьбы. В некотором смысле история повторилась.
Как и в ее первом фильме, Нирупу подписали на роль главной героини в фильме «Munimji» (1955). Позже история была изменена, взяли еще одну героиню (Налини Джайвант). Части, в которых Нирупа была молода, в основном, были удалены, некоторые из них стали воспоминаниями, а те, где она была «старой», остались.
Нирупа была так расстроена, что несколько дней не выходила из комнаты — проплакала от обиды. Но настоящим ее спасением стала кинопремия Filmfare за лучшую женскую роль второго плана в этом фильме. Это случилось в 1955 году.
После этого никто не подходил к Нирупе с предложением сыграть молодую героиню, все хотели от нее зрелых ролей, но она долго не могла решиться на них.
Осознанно Нирупа исполнила роль матери в фильме «Стена» (1975). С этого момента начались материнские роли.
«Помню, как мы снимали финальную сцену… И я действительно ее пережила. Я плакала. И остановилась только через пять минут после того, как режиссер объявил, что снято. Кто-то положил мне руку на плечо и сказал, что дубль окончен. На этот раз я была довольна ролью, и она принесла мне признательность», — говорит актриса.
Этому нет объяснений, но она играла только мать сыновей. За всю карьеру матерью дочерей она была только дважды (одна из героинь Аша Парекх).
По иронии судьбы, в реальной жизни у нее тоже только сыновья. Их двое, 1960 и 1965 года рождения. Старший занимается дизайном одежды, а младший — компьютерами.
Нирупы Рой не стало 13 октября 2004 года в возрасте 73* лет (или 71).
* Нирупа Рой в интервью журналистке Мире Пандье в 1987 году рассказала, что она 1933 года рождения. В Википедии указан 1931 год, поэтому точный год рождения актрисы неизвестен.
Спасибо всем, кто оценил статью лайком! Спасибо за прочтение и прикосновение к истории индийского кинематографа.
Читайте о других знаменитых мамах индийского кино: