Сразу скажу - картина слабая, интерес представляет только историко-кинематографический. Но с этой точки зрения фильм "Встречный" (1932) - знаковый, поскольку он является первым в жанре "производственное кино". Более того - в нём наметилась та сюжетная канва, которую можно назвать каноном.
Те, кто разрабатывал жанр позже, конечно, делали сюжеты сложнее, многоплановее, иной раз "заряжали" и философский подтекст, но "скелетик" всегда оставался таким, какой предложили авторы "Встречного".
Что входит в "скелетик"? Важная производственная проблема - причем, она является центральной, а не фоновой. Отношения между рабочими, решающими эту проблему. Здесь обязательно должен быть молодой новатор, пожилой консерватор, вредитель (прямой вредитель или упёртый ретроград, не желающий менять подход к делу), мудрый всезнающий коммунист. Главные герои рассматриваются не только как производственники - авторы должны приоткрыть и их личную жизнь: у кого-то - крепкая семья, кто-то - одинок и страдает (или, наоборот, слишком не страдает, ведя не особо моральный образ жизни), кто-то - строит, так сказать, ячейку общества, решая, наряду с производственными, личные конфликты.
Также желательна женщина-передовик или стремящаяся к этому. И всенепременно - тот, кто в процессе "перекуется", превратившись из не очень хорошего в хорошего. Или из плохого, но совестливого, в хорошего.
Всё это есть во "Встречном". Названию фильма дала инициатива рабочих ленинградского турбинного завода - к 15-летию Октябрьской революции перевыполнить план и дать больше турбин ("встречный" = "встречный план"). Работа идет на всех парах, но процесс еще не отлажен, а потому появляются то брак, то поломки. Выполнение плана под угрозой.
Основные персонажи
Семён Иванович Бабченко (Владимир Гардин) - старый рабочий, уважаемый мастер, который всё чаще прикладывается к рюмочке, в том числе - на заводе. Пагубное пристрастие, в конце концов, приводит к беде - серьезному браку, из-за которого может сорваться выполнение плана. Из уважаемого Бабченко постепенно становится осуждаемым, и позор, который навлек на свои седины он сам, заставляет старика пересмотреть свои приоритеты.
Любопытно, что Владимир Гардин известен больше по ролям аристократов, которые получались у него отменно. Бабченко - довольно редкий в его карьере персонаж простого рабочего, и трудно предположить, что Бабченко и, скажем, Иоганна Себастьяна Баха в музыкальной комедии "Антон Иванович сердится" играл один и тот же актер. Великолепно получилось!
Вася (Борис Тенин) - секретарь парткома. Весьма необычный секретарь - позже стандартом секретаря в производственных фильмах станет человек пожилой, нередко - в чём-то косный, хоть и болеющий за дело. А секретарь Тенина - обаятельный и скромный молодой парень. Он тайно влюблен в жену друга, Катю, но чувства держит в себе и никто (кроме зрителя, конечно) о них не догадывается. Сценарно роль неровная - Вася запоминается не на производстве, а в общении с Катей.
Моё удивление вызвало сравнение Бориса Тенина во "Встречном" и в "Бесприданнице" (1936) - насколько актёр симпатичен в роли Васи здесь, настолько же он неприятен в роли другого Васи - Вожеватова. Вот что грим животворящий делает!
Павел Ильин (Андрей Абрикосов) - начальник цеха, друг Васи, муж Кати. Увы, роль провальная, - не из-за актёра, а из-за невнятной режиссуры. Павел, как и Вася, больше заметен в сценах с Катей, но, поскольку он из-за заводских проблем постоянно торчит на работе, персонаж "выпадает" из зоны внимания. Ни одного яркого эпизода с его участием в фильме нет, что странно - Ильин считается центральным персонажем.
Андрей Абрикосов ранее сыграл Григория Мелехова в немой экранизации "Тихого Дона" (1930), но зрителю моего поколения он, пожалуй, больше известен по ролям Гаврилы Алексича в "Александре Невском" (1938) и Разина в "Степане Разине" (1939), я же лично отмечу подлеца Кладова в фильме "Бабы" (1940)
Катя (Татьяна Гурецкая) - жена Павла Ильина. Катя также работает на заводе, но её основная роль в фильме - жена. Ребята вместе совсем недавно, Кате хочется романтики, хочется чаще бывать вместе с мужем, ну а муж постоянно на работе. Естественно, девушка переживает и мечется. Персонаж сыгран... фифти-фифти... Катя часто появляется на экране, она красива и выразительна, но... озвучание - никакущее, как будто девушка с улицы просто читает текст по бумажке.
Актрису Татьяну Гурецкую многие помнят по фильму "Вратарь" (1936) - там у неё главная женская роль.
Скворцов (Борис Пославский) - инженер-вредитель. Самая яркая роль - и сценарно, и творчески. Единственный актёр, отыгравший на 200%, эпизод общения Скворцова с матерью - великолепен, и, на мой взгляд, является не только лучшим в фильме, но и в целом достоин быть включенным в условный топ лучших эпизодов фильмов 30-х. Да и не только 30-х.
Режиссёры - Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич
И главное - песня. Да-да, та самая "Песня о встречном"
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?
Не спи, вставай, кудрявая,
В цехах звеня,
Страна встает со славою
На встречу дня!
Полагаю, не я один в детстве задавался вопросом - о каком-таком "встречном" эта песня. Я лично считал, что это некий "встречный паренёк" (как в песне "Хорошее настроение").
Автор музыки к этой песне сам Шостакович (слова - Бориса Корнилова). Считается, что за рубежом Шостакович стал известен изначально именно благодаря "Песне о встречном", а вся музыка к фильму - это не просто отдельные мелодии к эпизодам, а полноценное музыкальное произведение, в котором основной лейтмотив преобразуется стилистически, в зависимости от происходящего на экране.
Конечно, сейчас нас этим не удивишь, но такое музыкальное решение в фильме "Встречный" было применено впервые в отечественном кинематографе.
И повторюсь - для "посмотреть ради удовольствия" фильм годится мало (не просто так ведь он оказался забытым, в отличие от песни), смотреть его стоит только в том случае, если интересует динамика развития кинематографа.
И вот как веха - он крайне любопытен, но зрительская моя оценка - 3+ Хотя, если честно, мне было интересно, и "тройка" здесь исключительно потому, что я не могу рекомендовать фильм к просмотру всем: он специфичен.
Оригинал статьи находится в моем киноблоге