Найти в Дзене
Марина Макарова

Органы тарифного регулирования в электроэнергетике

Главным специализированным органом исполнительной власти в области тарифного регулирования в Российской Федерации является Федеральная служба по тарифам. Именно данное ведомство отвечает за выполнение всех основных функций в сфере государственного контроля тарифов, не только в электроэнергетике, но и в других отраслях (коммунальные услуги, газ, нефть, услуги связи, железнодорожный транспорт и

Главным специализированным органом исполнительной власти в области тарифного регулирования в Российской Федерации является Федеральная служба по тарифам. Именно данное ведомство отвечает за выполнение всех основных функций в сфере государственного контроля тарифов, не только в электроэнергетике, но и в других отраслях (коммунальные услуги, газ, нефть, услуги связи, железнодорожный транспорт и другие.

В соответствии с регламентом Федеральной службы по тарифам (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 21 февраля 2006г. № 37): «Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроля за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению тарифов и осуществлению контроля по вопросам, связанным с установлением и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий».

Федеральная служба по тарифам была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в результате преобразования Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Федеральной службе по тарифам были переданы функции Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в части регулирования тарифов, а также функции Министерства экономического развития Российской Федерации по регулированию ценовых составляющих государственного оборонного заказа, ценообразования в отношении лекарственных средств и ряду других позиций. В результате продолжительного обсуждения Положения о Федеральной службе по тарифам, было принято решение, что в отличие от ранее действовавшей комиссии, где правление состояло только из чиновников данной комиссии, в новом ведомстве решения будут приниматься правлением, куда также войдут представители других министерств и ведомств, компетенцию которых затрагивают решения службы: Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерство связи, Федеральная антимонопольная служба и другие. Участие в работе Правления представителей различных ведомств позволит обеспечить не только обсуждение, но и ответственность за принимаемые решения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 г. № 2041, основными функциями Федеральной службы по тарифам являются:

· контроль по вопросам определения и применения тарифов в различных отраслях (электроэнергетика, газовая отрасль, транспортировка нефти и нефтепродуктов и т.д.);

· урегулирование разногласий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями.

Кроме того, Федеральная служба по тарифам предоставляет следующий перечень государственных услуг:

- Государственный контроль за установлением и применением регулируемых цен (тарифов, надбавок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации;

- Формирование и ведение Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;

- Формирование и ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Значительная часть функций по формированию и регулированию тарифов на электроэнергию возложена также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (региональные энергетические комиссии, департаменты цен и тарифов, управления по тарифам и ценам и прочие). Так, например, данные органы:

- устанавливают тарифы, за исключением тех, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или Федеральной службой по тарифам;

- осуществляют региональный государственный контроль тарифов в электроэнергетике в части обоснованности их величины и правильности применения, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;

- рассматривают споры, связанные с установлением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

- следят за уровнем регулируемых тарифов и влияющими на их изменение факторами, а также уровнем нерегулируемых цен на электрическую энергию.

Федеральное законодательство о тарифном регулировании в ЭК

В Министерство энергетики Российской Федерации занимается реализацией задач по совершенствованию нормативно-правовой базы электроэнергетики по следующим основным направлениям:

· разработка тарифных решений для регулирующих органов, а также различные вопросы инфраструктурных организаций отрасли (сетевые компании, диспетчеризация, организаторы работы рынка);

· контроль за коммерческой и технологической инфраструктурой рынка;

· работа с обращениями физических и юридических лиц, формирование и обслуживание информационных потоков в отрасли.

Источниками правового обеспечения вопроса регулирования тарифов на электроэнергию являются федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, а также ряд приказов Федеральной службы по тарифам в данной области. Правовые источники:

- Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ1, часть вторая, выдержка из главы 30 «Купля продажа», параграф 6 «Энергоснабжение». Данный источник определяет основы договора энергоснабжения – общие принципы заключения и продления, обязательства по определению количества потребленной электроэнергии, соответствия ее качества регламентированному и так далее.

- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» - базовый нормативный документ, определяющий общие вопросы функционирования электроэнергетической отрасли в Российской Федерации, а также вопросы государственного участия в процессе формирования, установления и применения тарифов на электроэнергию.

- Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Федеральным законом от 30.12.2001№ 195-ФЗ1. Согласно данному источнику, в случаях обнаружения фактов завышения регулируемых государством цен (тарифов), энергоснабжающая организация может быть привлечена к административной ответственности.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543 «О государственном контроле в области регулируемых государством цен и тарифов».

- Приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

- Приказ Федеральной службы по тарифам от 12.04.2012 № 53-э/1 «Об утверждении порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации».

- Приказ Федеральной службы по тарифам от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей». В этом нормативном документе определены интервалы (часы), для определения объема потребления электроэнергии по зонам суток (день-ночь) для населения на территории России. Приказом установлено, что ночная зона установлена с 23 до 7 ежедневно в течение года. Остальные часы – дневная зона.