Найти тему

Первый выход в море

Случилось это в 1974 г. За плечами было полтора года обучения в мореходке, и вот, наконец, производственная практика на рефрижераторе " Николай Зыков ". Нас, механиков человек 15 однокурсников, отправили на этот без заработный вариант очевидно не за самое примерное поведение. В то время сам заработок нас не очень волновал, главное было выйти на огромные океанские просторы, понюхать и попровать на вкус эту морскую романтику. Предстояло нам познакомиться и потрогать руками нашу механику, с помощью которой и перемещается эта громадина по водной глади, да еще маневрирует вперед и назад. Так вот, прибыли мы на судно, разместили нас по каютам, и отправились мы сразу в машинное отделение. Да... впечатлений мы в первый же день нахватались по полной. Какой огромный главный двигатель, какие насосы, вспомогательные генераторы. В общем размеры соответствовали самому судну.

На следующий день подъем был соответственно судовому расписанию. Помчались мы в судовую столовую-команду на завтрак, но по пути нас вдруг остановило необычное содрогание судна. Казалось, будто медведь очнулся от длительной спячки и содрогнувшись всем телом, начал своё движение. В действительности мы заметили как берег потихоньку начал движение относительно судна. " Ребята - крикнул я - мы отходим от берега!" Все кинулись к борту. Для старых моряков - это обычная процедура, а для нас, салаг, было что-то завораживающее. Нам не казалось что мы покидаем берег, мы видели что берег уходит от нас." Ну ладно, посмотрели и будет, жрать охота, погнали завтракать." - сказал я после 15-ти минутного замирания ребят у борта. Судно проводило отшвартовывающие реверансы, а мы в это время уплетали макароны по флотски. В даль уходили родные берега, а мы удалялись в какую-то, для нас неизвестную, океанскую даль. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почти сутки мы двигались по Балтике и Северному морю. Виды, открывающиеся с борта нашего судна, были очень необычны для нашего взгляда. Проходя возле берегов Дании, столько ветряных электростанций мы не видели никогда. А какие разноцветные домики видны были вдалеке на берегу. В общем все то что мы когда-то видели на картах, сейчас проплывало перед нашими глазами. Внутренний восторг разрывал, эмоции захлестывали, но вскоре наш долгожданный Океан охладил наш разгоряченный пыл. После Северного моря мы вышли в Атлантику. Судно стало с содроганием зарываться во встречную волну, у многих ребят отрицательные эмоции показались на лице. У каждого по своему выражается морская болезнь, и на разных судах - по разному. Мы шли на юг, к нашей плавбазе, у которой должны были забрать замороженную рыбу и доставить её по назначению. За бортом остались Франция , Испания и вот уже на траверзе Африка, иногда появляющаяся на горизонте с левого борта. С каждым днем становилось все жарче. На флоте в жарких широтах положено, для восстановления солевых потерь, команде получать по двести грамм сухого вина. Мы, как практиканты, тоже входили в состав команды и тоже получали свою порцию. Конечно же мы не восстанавливали сразу свои солевые потери, а оставляли на очередные дни рождения. На переходе как-то было скучновато, не смотря на наше ознакомление с механической частью судна, свободного времени было предостаточно. Но когда мы прибыли на загрузку нашего судна, нам пришлось принять участие сполна. Была в этой работе неизвестная до сих пор экзотика . На верху стоит жара за тридцать, спускаешься в трюм, а там минусовая прохлада, выдыхаешь белым туманом. По началу класс, потом бежишь одеваться, не смотря на то что хором двигаем тяжелые поддоны по днищу трюма. Так потихоньку мы осваивали профессию рыбака, хоть и механики. Все, погрузка окончена, и наша следующая остановка была в Нигерийском порту Харкорт, жаль до экватора не дошли несколько градусов, а то уже были бы полноценными моряками. По крайней мере так считается среди старых моряков, кто прошел экватор - тот уже полноценный моряк. Через пару дней мы были в порту. Впервые в жизни мы оказались за границей. С диким интересом мы глазели как по пристани бегало такое количество негров, среди которых были довольно симпатичные девчата. Но нам только и оставалось что поглазеть. Контакт с заграничным населением был под запретом, строжайшим образом, кроме рынка. На следующий день нас, выдав нигерийских долларов по пять, отпустили на три часа сбегать на рынок, отовариться по мелочам. До рынка идти, как по нашим меркам, квартала 2-3, но там кварталы отсутствовали, просто была дорога без покрытия среди захудалых лачуг. Для нас, зеленых, просмотр такого жития был запределен. Слышать слышали, но видеть... Детишки, полуголые играли в пыли на дороге, женщины тут же стирали, готовили и справляли нужду без всякого стеснения. Их жилищи с трудом можно было назвать домами. Покосившиеся лачуги, сколоченные из досок, одна облокотившаяся на другую и подпертая третьей, а самое главное этих лачуг были кварталы. В общем, потихоньку, мы добрались до рынка, где продавалось все, и шмотки, и вонючая рыба, и все что кому надо. За пару долларов можно было купить зонтик ( в то время большой дефицит ), не много жвачки, чтобы можно было сжевать до возвращения в родной порт, на джинсы и что - либо посерьезнее мы и не помышляли. По возвращению на судно нам пришлось принять участие в загрузке трюмов. Получали мы провизию, ну и конечно бананами и апельсинами нас затарили в большом количестве. Вот уж где нам пришлось наесться этих продуктов от всей души, в каждой каюте все рундуки и ящики были забиты бананами и апельсинами.

Вот так нам приходилось познавать тонкости морской профессии. На обратном пути в свободное время мы любовались просторами океанской глади и объедались африканскими фруктами, благо с гальюнами проблем не было, ибо после большого количества апельсинов система промывки нашего организма включалась отменно. Лично у меня было такое ощущение что я наелся апельсина на всю оставшуюся жизнь. Плавание проходило в спокойном режиме и через несколько дней мы были в порту приписки судна и нас ожидало распределение по другим судам, кого куда. Каждому повезло по своему, на сколько повезло мне, об этом в следующем повествовании. Кому интересно - надеюсь не разочаровать.