Найти в Дзене
ТюлЕНЬ на плеТЕНЬ

Опередить время: как закрыть потребность до ее появления.

Пожалуй, вернемся к мемуарам. Год 2009, апрель, работа в "СТФК "КАМАЗ" продолжается.

Как было описано в предыдущей статье, мной было внесено предложение о создании нескольких неснижаемых запасов у разных заинтересованных контрагентов с целью обеспечить постоянное наличие наиболее востребованных запчастей к двигателям Cummins.

Ключевая заминка возникла в том, кто и какие средства будет замораживать, причем на непонятный промежуток времени. В начале 2009 не было достаточной статистики о реальной потребности в различных компонентах, движении и окупаемости складских остатков по Евро-3. Плюс была боязнь очередного создания складских запасов невостребованных автокомпонентов, как было с запчастями Евро-2 на сумму 1,4 млн рублей.

По моим предварительным подсчетам, малый список из 20-23 наиболее ходовых компонентов составлял порядка 200-250 тысяч рублей по курсу 2009 года. Большие списки для нас, Камминз и ТФК оценивались порядка 2-2,4 млн рублей.

В ходе долгих трехсторонних переговоров списки были несколько урезаны и в итоге утверждены. Суммы я уже не особо помню, тем более, что конкретно в моем случае всего за полгода были произведены различные оптимизации и дополнительное увеличение складских запасов.

Логика этого действа была следующая: неснижаемый запас преимущественно планировался под гарантийные случаи и под лизинговые машины. За это направление отвечала структура ТФК, которая являлась нашей материнской компанией. Т.е. отказать ТФК и не закрыть их потребность не представлялось возможным. Помимо гарантии, ТФК в целом отвечала за снабжение всех сервисных центров и дилеров ОАО "КАМАЗ" и наличие у них необходимого количества компонентов по полученным заявкам.

По своей сути, ТФК являлась громоздкой структурой, как и весь КАМАЗ с очень неспешной системой обработки и реагирования, кроме особых случаев с контролем на высоком уровне. Соответственно, были свои правила обработки запросов от сервисных центров, свои сроки, свои процедуры, которые вели к определенному затягиванию как сроков предоставления информации, так и сроков закрытия этих самых запросов.

При этом, ТФК, как коммерческая организация, получая от нас запчасти Камминз (кроме случаев гарантии), вполне ожидаемо делало свою наценку при продаже этих компонентов в сервисные центры. Сервисные центры - отнюдь не благотворительные организации, и тоже делали свою наценку. Соответственно, покупать запчасти у нас просто математически было более выгодно, как по деньгам, так и по срокам ответов.

Также, помимо гарантийных случаев было немало обращений уже за сроками гарантии (в основном по выработанным моточасам). Поломки в процессе эксплуатации или неверной эксплуатации, техобслуживание, ремонт по пробегам и прочее. Здесь уже заказчиками выступали многочисленные автобазы, предприятия со своими ремонтными службами, которым не нужны были услуги сервисных центров КАМАЗ, тем более, если машина за гарантией. И они могли обращаться в наш отдел продаж напрямую, что давало определенные преимущества, в первую очередь по срокам, как ответов на запросы, так и срокам поставки ввиду того, что с нашего склада детали уходили напрямую заказчику. На всякий случай напоминаю, что КАМАЗ - это грузовая коммерческая техника, которая должна работать и приносить прибыль, а не простаивать.

Соответственно, сложилась ситуация, что согласованный и имеющийся неснижаемый запас предназначался преимущественно для отгрузки в ТФК, а не конечным заказчикам. При этом запросы и потребность на запчасти продолжали расти, и с этим что-то надо было делать.

И вот тут во мне проснулась инициативность и ответственность, помноженная на философию давнего разговора с Зоей Лиминой. Или я = манаГер-передаст, или я = человек, принимающий решения на основании анализа входящих данных.

Входящих данных было более чем достаточно: все те же запросы, которые никак не превращались в заказы ввиду отсутствия запчастей в наличии + долгие предлагаемые сроки поставки. Причем было вполне четко видно и необходимое количество, и некий коэффициент увеличения запроса на определенные позиции.

Помимо прочего, я увлекся теорией: достал советскую книжку-учебник для ДОСААФ о строении автомобилей КАМАЗ и, в частности, камазовских двигателях. Понятно, что двигатели 80х годов прилично отличались от двигателей 2000ных, но суть-то та же самая. Тот же блок цилиндров, хоть их 4, хоть 6. Та же головка блока. Те же форсунки, пусть теперь электронные. Тот же насос и ремень генератора натянут через него и все тот же ролик натяжителя. В общем, мне стало более понятно, из чего двигатель состоит, что в нем как работает и (тадамс), какие компоненты имеют какой теоретический износ. Ремень генератора надо менять через 10000 км. Помпа может пройти 30000, а может и 50, как повезет (на Cummins как правило не везло). Форсунки, клапаны, генератор, стартер и все такое прочее...

Опять же, в структуру заявок я добавил обязательное поле серийного номера двигателя. Получив по разрешению руководства ООО "Камминз" пароль и доступ к их базе данных QuickServe, стало возможным по серийнику получать вообще любую информацию, начиная от даты выпуска двигателя и кончая любыми заменами парт-номеров и их взаимозаменямости. Я открыл для себя бесконечный источник ценнейшей информации, и все это онлайн. На обработку запросов из 3-5 компонентов у меня стало уходить менее 5 минут. А наличие я видел из еженедельного отчета по складским остаткам Камминз, который мне присылали после каждого нового поступления компонентов фурой или самолетом. Все это вместе давало мне полную и динамичную картину как по спросу, так и по наличию.

На основании этой информации за 2 недели я выявил 10 наиболее востребованных позиций, по которым было отсутствие наличия запчастей на складах (ага, конструкция такая, умышленная).

И решил на свой страх и риск разместить дополнительную заявку на эти позиции. По моим оценкам требовалось порядка 50 дополнительных комплектов, которые при самых худших раскладах могли бы быть раскуплены за месяц. Т.е. запчасти пришли, ушли, и на складских остатках снова 0, при этом есть прибыль. За остатки я не должен отгрести от экономистов, которые мониторили эти самые остатки 30го числа каждого месяца. А за прибыль можно было получить... да зарплату можно было получить. Премий мне тогда не полагалось, мелкий да зеленый (закупщик). Ну и может некое словесное одобрение со стороны руководства.

В общем, заявка была размещена. Сумму заявки и ее полный состав честно не вспомню. Помню, что был там ремень генератора, был тот самый водяной насос, ролик натяжителя ремня и поршневые кольца комплектом. Ага, и вкладыши коленвала были, постоянно их задирало по разным причинам.

Т.к. заявка была вне рамок неснижаемого запаса, ждать предстояло порядка 3-4 недель с поступлением после майских праздников. А потом оценить эффект и эффективность принятого само дурственного стоятельного решения.

картинка скачана с Яндекс.Картинки для общей иллюстрации.
картинка скачана с Яндекс.Картинки для общей иллюстрации.