Для начала сразу скажу: дети любого возраста — это люди, психика которых находится в стадии развития и формирования. Поэтому проявление агрессии у детей, как правило, это проявление незрелой психики.
Для совсем маленьких детей агрессия — это что-то непонятное, смутное, какая-то огромная волна, которая их захлестнула и поэтому реагировать нужно соответственно. Нужно помочь ребенку определить что сейчас с ним происходит и по каким причинам. Если маленький ребенок что-то не получил, или он упал, или кто-то у него что-то отнял и он начинает злиться, то вы называете его чувство:
— Ты сейчас злишься
— Ты расстроен
— Ты обижен
Уже одно это сразу резко уменьшает градус переживаний. Ребенок видит, что есть взрослый, который точно знает, что сейчас с ним (ребенком) происходит. И после того, как вы назвали эмоцию объясните причину:
— Ты обиделся, потому что этот мальчик забрал у тебя игрушку
— Ты злишься, потому что мы не купили мороженое.
Ребенок начинает понимать что с ним происходит и как это связано с предыдущими событиями. Само по себе внесение ясности в ситуацию очень хорошо помогает ребенку успокоиться. К тому же ребенок понимает, что рядом с ним находится взрослый, который понимает что происходит, контролирует эти процессы и может помочь ребенку из них выбраться.
Обычно такой прием очень помогает. Еще будет здорово, если спустя какое-то время, когда ребенок будет спокоен и в хорошем настроении вы снова вернетесь к этой ситуации и снова разберете посетившие его чувства, что произошло, почему возникло такое чувство и вы еще раз объясните ему, что эмоции это не он сам. Эмоции — это некое состояние, которое его посетило. Эмоции — как облака. Вот она пришла, а вот она ушла. Как погода. И тогда ребенок уже понимает и названия эмоций и то, что они приходят и уходят и что есть причины их появления. У него не будет ощущения, что он виноват, что он такой злой или что с ним происходит что-то странное, что он плохо себя чувствует.
Очень вредно запрещать детям выражать эмоции. Иногда родители запрещают ребенку плакать или злиться, потому что это плохо выглядит на публике. Ребенок может бросать вещи, падать на пол. Нужно назвать эмоцию и пояснить причины её возникновения, а не запрещать её испытывать. Такой запрет ведет к серьезным психологическим проблемам.
Ребенок растет, идет в школу и там он также может проявлять агрессию. Важно помнить, что начало обучения в школе — очень важный этап: это начало полноценной социальной жизни. В школе ребенку нужно наладить отношения с одноклассниками, с учителями, уметь быстро концентрироваться на заданиях. Это стресс. Не все учителя понятно объясняют свой предмет, но при этом все строго спрашивают и задают большие домашние задания, смысл которых не всегда ясен ребенку.
Агрессия может проявляться и по поводу социальных взаимодействий, и по поводу собственных неудач. Родители всегда должны помнить: агрессия это всегда признак того, что человеку плохо. Тот, кто проявляет агрессию это человек, который сейчас страдает. Ни в коем случае никогда не нужно проявлять агрессию в ответ. Постарайтесь всегда стать над ситуацией. Если ребенок проявляет агрессию это означает, что ребенок страдает настолько сильно, что уже не может справиться со своими эмоциями. Нужно постараться его успокоить, посочувствовать, разобраться в причинах его страданий, понять в чем проблема. Помним о том, что школьники любого возраста, это люди, у которых психика все еще формируется, у них может не доставать ресурсов, которые помогли бы им справиться со стрессом и фрустрацией и вот в эти моменты и происходит проявление агрессии.
В подростковом возрасте проявления агрессии не редки. Также помним о том, что тот, кто проявляет агрессию – это человек, который сейчас страдает, а также помнить об особенностях подросткового возраста.
Во-первых, высокая социальная активность. Подросткам очень важно быть успешно интегрированными в среду своих сверстников. И если в этом плане что-то идет неуспешно, то они очень сильно переживают.
Во-вторых, подросткам свойственная высокая чувствительность. То, что для взрослого не существенно для подростка может стать причиной острых переживаний.
В третьих, подростки, это люди, которые впервые пытаются стать взрослыми, вести себя как взрослые. Невозможно научиться чему-то не пробуя это делать. Относитесь к подросткам как к взрослым. Дайте им возможность взять на себя ответственность за свои поступки и пережить последствия своих действий.
Пример. Ваш ребенок не ложится спать и переписывается с кем-то по телефону допоздна. И вы решаете отобрать у него телефон. Такое насильственно действие, обращено к все еще ребенку, а не ко взрослому. Представьте свою подругу Машу, которая полночи переписывается с кем-то по телефону и наутро невыспавшаяся идет на работу. Вы же не будете у нее отнимать телефон, ведь она взрослая. Выскажите свои переживания по поводу неразумного поведения, но дайте подростку возможность самому встретиться и пережить последствия своих поступков. Только так он научится быть взрослым. Если последствия окажутся не самыми благоприятными не злорадствуйте: «Я же говорила, что не надо так делать!». Наоборот, посочувствуйте, поддержите. Такой подход поможет вам избежать массы проблем в общении с подростком. Такое уважительное отношение, ваше сочувствие и понимание, сохранит родительский авторитет и взаимное доверие и уважение.
#подростки #детская агрессия #детский психолог #подростковая агрессия #агрессия