В древности появлялись сияющие лики богов в египетских храмах, коих "вызывали" жрецы для нагнетания страха. Однажды такое "чудо" лицезрел Эпикур, бывший атеистом. И после этого вдруг поверил в Бога, живущего в "межмировом пространстве". Философ Лукреций же писал об образах тел, "реющих в воздухе и являющихся наяву". Другой древний ученый (Дамазиус) сообщал о массе света в храме, "преображавшейся в лицо божественное". Видимое глазами признавалось реально существующим всеми ими. О шарлатанстве со стороны жрецов речи не шло. Но в египетских храмах существовало специальное устройство со щелью в потолке. Оттуда и проецировалось изображение божества во мраке при освещении солнцем вверху жреца, находившегося на крыше. То есть была создана простая камера-обскура. Лик божественный являлся огромным (действовало увеличение) и в сияющем ореоле. Но изображение было перевернуто. Изнутри же храма устраивалось еще шумовое сопровождение двигающегося по стене "призрака", дополняемое ароматическими запахами от курений.
В древней Азии были и вызыватели мертвецов, действующие в полной темноте и обычно по ночам. Слабые световые изображения, появлявшиеся при вызывании духов, да еще малого размера, породили легенды о гномах - жителях подземелий. При правлении Хаммурапи таких магов жестоко преследовали. "Вызывал духов" и Пифагор, зная принципы световой проекции, а после него и Платон. Последний описал и проекционное устройство подробно. А в Китае в древности императору У Ди как-то показали на экране из шелка тень умершей жены. Придворные тоже захотели подобного зрелища, и секрет проекционного устройства был раскрыт. Далее появился театр теней, распространившийся до Африки. А европейцев еще долго обманывали зрелищами потустороннего мира, являя "духов" в сияющих ореолах.
Все "светопреставления" служили доказательством существования загробного мира в наглядном виде. Даже католической церкви не были долго известны подробности подобных "чудес" (до 13 века). Один монах из Англии (Роджер Бэкон) занялся было демонстрированием проекций, тут же раскрывая секрет представлений, за что и поплатился - его упекли в тюрьму. А его изобретение засекретили, используя в своих целях, другие церковники. И на экранах Европы замелькали тени усопших, изображения чертей и ангелов. Вера в нечистую силу укреплялась среди народа. Мракобесие распространилось и на правителей, имевших при себе астрологов. Те и демонстрировали "чудеса" на световых представлениях.
На Руси проекционные изображения в виде потусторонних существ лицезрел Иван Грозный. Царь сначала поверил показанному, но впоследствии разоблачил попа Сильвестра, дурившего царскую особу. И причислил показанные проекции к "детским страшилкам". Шарлатанство со "светопреставлениями" стало исчезать с 18 века. Но Сен-Жермен с Калиостро продолжали показы "теней мёртвых", имея от этого доход.
Некто Робертсон, бывший и физиком, и шарлатаном, занялся тоже демонстрированием загробного мира, приглашая зрителей в свой "кинозал". Шёл уже конец 18 века, публика валила на зрелища, принося организатору деньги. В 1802 году шарлатан приехал в Россию, где его приняли за фокусника. Сеанс для придворных Александра Первого провалился.
Пугали народ "чудесными проекциями" и иезуиты. О том среди населения сохранились предания. На их основе Гоголь написал несколько рассказов. В современности "волшебные фонари" есть в каждом доме в виде телевизоров. А компьютерная графика способна на такие чудеса, что, покажи их любому древнему атеисту, то тот станет вмиг верующим!
Спасибо что дочитали и досмотрели до конца. Кому понравилось, пожалуйста подпишитесь на канал, если не трудно, поставьте лайк и оставьте комментарий.
Пожертвовать автору
Яндекc.Деньги — ЮMoney 410014949986324