Найти тему
Тот Учет

Как открыть ИП в 2021 году: инструкция по шагам

Оглавление

Право на занятие предпринимательской деятельностью имеется у всех граждан, достигших совершеннолетнего возраста и не страдающих какими-либо психическими заболеваниями. Кроме того, открыть ИП могут и иностранцы, у которых есть временная или постоянная регистрация на территории РФ. Важно, чтобы все их документы были переведены на русский язык. Также никаких ограничений нет в отношении пенсионеров, учредителей ООО и граждан, трудоустроенных официально (если речь не идет о государственной службе).

Особенности статуса ИП и процедура его получения

К положительным сторонам статуса предпринимателя относятся:

  • большая свобода в оказании услуг другим организациями. Юридические лица не слишком заинтересованы в сотрудничестве с простыми гражданами, а также заключении с ними договоров, поскольку трудно доказать, что отношения не являются трудовыми;
  • самостоятельная оплата налогов и взносов в различные фонды, полное распоряжение всем полученным доходом.

Не следует забывать, что есть и весомый минус. Он заключается в ответственности перед законом всем своим имуществом. Поэтому предприниматель должен быть осторожным и стараться не влезать в долговые обязательства.

Важно! ИП вправе придумать себе интересное и запоминающееся название, но оно не должно повторять наименования других зарегистрированных компаний. Кроме того, в документах все равно будет использоваться ФИО самого предпринимателя.

Со стороны кажется, что начать свое дело и открыть ИП – достаточно сложно, а сам процесс занимает много времени. Однако на практике все происходит довольно быстро, если предварительно уточнить детали этой процедуры. Прежде всего, нужно решить, какой будет регистрация: своими силами или с привлечением посредника. Последний вариант предполагает отправку документов доверенному лицу, оплату его услуг и ожидание подтверждения регистрации по электронной почте от налоговой.

При самостоятельной подаче важно знать, какие документы подготовить и как правильно все оформить. Для регистрации гражданина в качестве предпринимателя понадобятся:

  • паспорт, а также его копия;
  • ИНН (при наличии);
  • квитанция о перечислении в бюджет госпошлины в размере 800 рублей (ее не придется платить, если подача документов осуществляется через нотариуса, МФЦ или интернет);
  • заявление по форме № Р21001 с внесенными туда сведениями (в одном экземпляре);
  • ходатайство о переходе на упрощенную систему налогообложения (при желании).

После оформления всех документов их можно отнести в налоговую инспекцию или МФЦ лично, либо отправить по почте или Интернету (через сайты ФНС, а также портал Госуслуг).

Таким образом, для получения статуса предпринимателя необходимо подготовить определенные документы, после чего происходит сама регистрация, предполагающая прохождение трех основных стадий:

  • Заполнение заявления.
  • Выбор наиболее подходящей системы налогообложения.
  • Подача документов в налоговую инспекцию по месту жительства.

Заполнение заявления

Актуальную версию бланка заявления можно скачать с официального сайта Федеральной налоговой службы. Заполнять его разрешается как на компьютере, так и вручную. При этом следует использовать только черные чернила, а все буквы должны быть заглавными. Исправления и корректировки не допускаются.

Сама форма состоит из пяти страниц. Третья заполняется только лицами без гражданства и иностранцами. Первая страница достаточно простая: туда вносятся личные сведения о заявителе. К ним относятся:

  • фамилия, имя, отчество;
  • ИНН;
  • пол;
  • дата и место рождения;
  • гражданство.

На второй странице указывается место временной или постоянной регистрации предпринимателя. Это нужно переписать из паспорта. Четвертый лист содержит перечень кодов ОКВЭД. В соответствии с ними ФНС сможет понять, чем именно занимается ИП.

Справка! ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, где каждому занятию присваивается цифровой код. Все деятельности делятся на классы, группы и, наконец, виды. Подбор конкретного кода для бизнеса может быть затруднительным. Причина заключается в том, что одно занятие иногда входит в несколько различных групп ОКВЭД.

Например, если ИП планирует создавать керамическую посуду, нужно указать 23.41.1, если он хочет реставрировать произведения искусства – 90.03. В заявлении фиксируются основной и дополнительный код. Первый соответствует той деятельности, от которой планируется получение большей части дохода. Количество дополнительных не ограничивается. Даже если деятельностью в какой-то отрасли предприниматель планирует заняться в дальнейшем, ее стоит указать. Прежде всего, потому что на добавление кодов ОКВЭД после регистрации придется потратить время.

Внимание! Региональное законодательство предусматривает налоговые каникулы для некоторых видов деятельности, поэтому лучше заранее ознакомиться с соответствующими нормами. Налоговые каникулы – это возможность в течение одного-двух лет не платить налоги. Обычно это касается тех предпринимателей, которые только начали оказывать услуги в научной, социальной или производственной сфере.

От основного кода ОКВЭД зависят:

  • страховой тариф ФСС;
  • налоговая ставка (в отдельных случаях);
  • льготы (для некоторых видов деятельности);
  • получение дополнительных справок и аккредитаций, например, об отсутствии судимости.

Если выбранная деятельность связана с работой с несовершеннолетними, обязательно потребуется справка, подтверждающая отсутствие судимости. На ее подготовку уходит около одного месяца, поэтому запросить ее нужно заранее. Кроме того, нужно иметь в виду, что ИП не имеют права заниматься:

  • производством или продажей продукции, содержащей алкоголь, а также лекарственных средств;
  • авиаперевозками;
  • производством космической, военной техники;
  • трудоустройством граждан на заграничные предприятия;
  • частной охранной деятельностью;
  • инвестиционными фондами.
Важно! Работа не по выбранным кодам ОКВЭД без уведомления ФНС влечет за собой наложение штрафа, составляющего до 5 000 рублей. Это также может привести к проблемам с банком, где открыт расчетный счет, включая ограничение проведения финансовых операций.

Пятая страница отведена для контактных данных будущего ИП. Туда записываются номер телефона и адрес электронной почты. Также нужно отметить галочкой способ получения сведений о регистрации в качестве предпринимателя: на руки, при помощи почтовой связи, либо через доверенное лицо.

После заполнения скреплять листы или прошивать их не нужно, а сама распечатка заявления должна быть односторонней.

Итак, бланк заявления на регистрацию в качестве предпринимателя состоит из 5 страниц. В них вносятся персональные и контактные данные будущего ИП, а также информация о той деятельности, которой он планирует заниматься.

Выбор системы налогообложения

Предприниматель может работать как на назначаемой автоматически системе налогообложения – общей (ОСН), так и на специальных режимах: УСН, ЕНВД, патент. Расскажем о них немного подробнее.

  • ОСН – базовый налог с самой высокой нагрузкой, который подходит всем, но не считается выгодным. В него включены несколько составляющих: НДФЛ (13%), НДС, налог на имущество физических лиц (до 2%). Иногда ИП выбирают его, поскольку для совершения сделок с некоторыми контрагентами необходимо быть плательщиком НДС. Декларация по ОСН для уплаты налога на добавленную стоимость подается ежеквартально, а для перечисления НДФЛ – не позднее 30-го апреля года, следующего за отчетным.
  • ЕНВД («вмененка») – действовала до конца 2020 года, а потому в 2021 году уже неактуальна. Предприниматели, ранее выбравшим такой режим, должны будут перейти на другой.
  • Патент применяется, когда у компании не более 15 работников. ИП должен приобретать патент на каждый вид его деятельности, иными словами, он покупает разрешение на оказание определенных услуг. Соответственно, платить отдельный налог необходимости нет. Патент подходит только в строго определенных НК РФ случаях.

При желании режимы можно комбинировать. Несовместимыми являются только ОСН и УСН (упрощенка), из них следует выбрать какой-то один.

Именно упрощенка считается наиболее популярным среди ИП режимом. Она разрешена компаниям, в штате которых не более 100 сотрудников. Переход на упрощенку (УСН) обычно оформляется сразу вместе с подачей заявления на регистрацию в качестве ИП. Это происходит в уведомительном порядке, соответственно, ждать одобрения налоговой не придется. Просто в инспекцию подается заявление о переходе.

Внимание! Если уведомление о переходе на УСН предоставляется не в момент регистрации ИП, это нужно успеть сделать в течение 30 дней.

Сама УСН делится на два подвида:

  • «Доходы» - выгодно тем, кто оказывает какие-либо услуги. Ставка равна 6%;
  • «Доходы-расходы» - при расходах, составляющих более 60% от оборота. Ставка этого вида составляет 15%.

Помимо налогов ИП платит за себя взносы в ПФР и ФФОМС. По этой причине занятие предпринимательской деятельностью включается в пенсионный стаж, который начинается со дня регистрации в налоговой и не зависит от размера полученного дохода.

Таким образом, автоматически назначаемой налоговой системой является ОСН, однако ее нельзя назвать выгодной. По этой причине лучше заранее рассмотреть подходящие варианты, самым удобным из которых считается УСН.

Подача документов в налоговую инспекцию

Подать документы на регистрацию в качестве предпринимателя можно:

  • в инспекцию ФНС – документы передаются инспектору вместе с квитанцией о перечислении госпошлины;
  • через МФЦ – заявление заполняет сам оператор, он же делает копии и отправляет все в ФНС;
  • почтой – направить документы нужно заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения;
  • по Интернету – делается через официальный портал налоговой или Госуслуг, но для этого нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). На данном способе остановимся подробнее.

Как уже сказано выше, подача заявления через интернет не получится, если нет КЭП. Она достаточно функциональна, например, при ее наличии удается принимать участие в тендерах, легко зарегистрировать онлайн-кассу, подписывать соглашения с контрагентами. Оформление КЭП проводится в удостоверяющих центрах.

После получения электронной подписи нужно действовать по следующему алгоритму:

  • Зайти на главную страницу официального сайта ФНС и выбрать раздел «Государственная регистрация ЮЛ и ИП». Затем нажать на иконку «Индивидуальные предприниматели» и в левом выпадающем окошке – «Регистрируем физическое лицо в качестве ИП».
  • Зарегистрироваться, либо войти при помощи имеющейся учетной записи на Госуслугах или в персональном кабинете налогоплательщика.
  • Выбрать вариант подачи заявления. Сайт предлагает три способа: лично, в электронном виде с КЭП, либо же без нее. Без квалифицированной подписи все документы заполняются в онлайн-режиме, но потом их придется распечатать и принести в налоговую. При наличии КЭП не нужно будет никуда ехать и платить пошлину.
  • Заполнить персональные и контактные данные, указать коды ОКВЭД, после чего система автоматически сформирует заявление. Следует внимательно его проверить, прикрепить сканы паспорта и ИНН. С помощью КЭП заявление подписывается, после чего отправляется в налоговую.
  • Спустя 3 дня документы о регистрации придут на указанную электронную почту. Данное уведомление можно сохранить или распечатать, никаких официальных бланков на гербовой бумаге получать не нужно.

Стоимость открытия ИП зависит от выбранного способа регистрации. Если это делается самостоятельно, нужно будет только оплатить госпошлину, которая сейчас составляет 800 рублей. При регистрации через сайт налоговой предварительно придется оформить КЭП. Ее стоимость – от 3 000 рублей. При обращении к посредникам отдельно оплачиваются услуги регистратора, нотариуса (для оформления доверенности).

Важно! С 2019 года заявители, осуществляющие регистрацию через ФНС или Госуслуги, освобождаются от госпошлины. Аналогичные правила распространяются и на 2021 года. Но возможно это лишь при наличии квалифицированной электронной подписи.

По времени самостоятельная регистрация занимает 3 рабочих дня. Если пользоваться посредническими услугами, срок может быть более долгим.

Отказ в регистрации

В некоторых ситуациях налоговая отказывает в регистрации заявителя в качестве ИП. Причиной могут быть:

  • ошибки в персональных данных, внесенных в заявление;
  • отправка документов не по месту регистрации;
  • использование неверных сокращений;
  • несообщение отдельных сведений (не указан ИНН при условии, что он есть);
  • признание лица банкротом менее одного года назад.

При получении отказа в регистрации нужно будет заново заполнить заявление и оплатить пошлину. Это получится во всех ситуациях, за исключением последней, связанной с банкротством.

Действия после получения статуса ИП

Если регистрация прошла успешно, некоторым предпринимателям нужно уведомить контролирующие органы о начале деятельности. Например, при открытии кафе следует сообщить об этом в Роспотребнадзор. Выполнить такую обязанность можно лично или по почте. Главное – не забыть указать в уведомлении дату начала работы, адрес оказания услуг и их вид. При несообщении ИП могут выписать штраф.

Ранее каждый предприниматель должен был зарегистрироваться в ПФР и ФФОМС. Сейчас этого делать не нужно. Налоговая сама передает соответствующую информацию указанным государственным органам.

Что касается расчетного счета, то его открытие не является обязательным. Однако его использование очень удобно, особенно, когда предприниматель работает с другими юридическими лицами. Наличие печати также не считается требованием, закрепленным законодательством.

Итак, подать документы можно напрямую в налоговую инспекцию, а также через МФЦ или интернет. От выбранного способа зависит и необходимость уплаты госпошлины. На регистрацию отводится 3 дня, после чего налоговая сообщает о своем решении. Иногда оно отрицательное, например, когда были допущены ошибки при заполнении заявления. Если же регистрация прошла успешно, можно сразу приступать к ведению бизнеса. При желании ИП открывает расчетный счет и оформляет печать.

Заключение

Индивидуальным предпринимателем может стать любой дееспособный гражданин РФ, а также иностранец, имеющий временную или постоянную регистрацию на территории России. Никаких специальных знаний для этого не потребуется, однако с некоторыми нормами права, особенно с процедурой предварительно познакомиться придется. Сам процесс делится на несколько этапов: подготовка документов, заполнение заявления, выбор налоговой системы, непосредственная подача бумаг в ФНС по месту жительства. Разрешается предоставить документы в налоговую как в бумажном виде либо лично, либо по почте, так и в электронной форме через специальные сервисы. На регистрацию уходит до 3 дней, после чего можно приступать к работе.

_______________________________

Статья из нашего блога: https://uchet.ru/stati/kak-otkryt-ip/