Найти тему
Кинокружок Курилова

Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 9)

Оглавление

Добрый день, уважаемые любители хоррора. Я продолжаю неторопливо собирать в кучку фильмы последних двух десятилетий, которые облагораживают жанр. На этот раз – две картины из Италии, продолжающие традиции спагетти-хоррора прошлого века.

«Суспирия». Эффектное возвращение классики

Фильм «Суспирия» (2018) – ремейк самой знаменитой работы Дарио Ардженто 1977 года, которая еще и суперклассика джалло. Умное ли это кино? Оно заставило многих считать себя таковым. Значит, уже не глупое.

Дакота Джонсон играет Сьюзи и Мать вздохов. Кадр из к/ф «Суспирия».
Дакота Джонсон играет Сьюзи и Мать вздохов. Кадр из к/ф «Суспирия».

Американка Сьюзи приезжает в Берлин – в престижную балетную школу. Труппа танцовщиц оказывается ковеном во главе со старой ведьмой Маркос, ей нужно новое тело. Большая часть фильма близка оригиналу, но потом – изменения, превращающие ремейк в свежее высказывание.

Итальянец
Лука Гуаданьино (номинант «Оскара» с «Назови меня своим именем») сделал не просто шикарное джалло, тут появилась политика. Ремейк происходит во время Немецкой осени 1977 года – борьбы правящих проамериканских социал-демократов, в кругу которых были и бывшие ... (мягко говоря, участники событий 1939-1945, точнее писать не могу из-за негласно действующих тут запретов), с левацкими организациями. Отыгрываются воспоминания о войне и ... снова приходится запикивать слово. И зачем это все?

Тильда Суинтон играет три роли. Кадр из к/ф «Суспирия».
Тильда Суинтон играет три роли. Кадр из к/ф «Суспирия».

Итальянцы нередко снимали спекуляцию на истории без аллегорий и месседжей. Может, и это национальная фишка – давать историю фоном, для атмосферы и настроения. Многие критики так и решили и обругали режиссера за игры на деликатных темах. Но не все так просто.

Ковен здесь питается чувством вины и стыдом. Неспроста ведьмы поселились в послевоенной западной Германии. И не зря именно к 1977 году окрепли силы Суспирии (Мать Вздохов), прибывшей из США пожирать местные стыд и разочарование. Не просто так Маркос затеяла перерождение в этот год, видимо, энергетика была мощная.

Тоталитарное женское общество. Если ли тут полит-метафоры? К/ф «Суспирия».
Тоталитарное женское общество. Если ли тут полит-метафоры? К/ф «Суспирия».

В 60-е во многих странах дети бунтовали против политической системы. Пик протестов пришелся на 1968 год. Молодежь ФРГ была недовольна капиталистическим режимом, зависимостью от бывших ... (уфф... снова не могу назвать вещи своими именами), да еще и под контролем... одной заокеанской страны. Возникло сильное социалистическое движение,

Марксисты бросили вызов, правительство в ответ закручивало гайки и усиливало связи со Штатами. Противостояние продолжалось десять лет и вылилось в Немецкую осень. Все это время досада от поражения в войне, стыд за нее, униженность на мировой арене и другие факторы давили на массовое сознание. Все логично, политика тут не зря.

Кадр из к/ф «Суспирия».
Кадр из к/ф «Суспирия».

К авторам есть вопросы в части показа некого женского тоталитаризма. Вот его связь с политическим слоем кино неочевидна или надуманна. Кстати, Гуаданьино размахнулся, позвав немало классных актрис. Главную роль исполнила Дакота Джонсон. Тильда Суинтон сыграла сразу троих, в том числе для чистоты эксперимента – мужчину. А еще тут Хлоя Грейс Морец, Миа Гот и даже Джессика Харпер, протагонистка из старого кино.

«Господин Дьявол». Нетолерантная итальянская готика

80-летний итальянец Пупи Авати в 2019 году снял фильм, который заслуживает место в подборке за угрюмость, мрачность и верность традициям. Это немало значит в 2020 году, когда мир робко заговорил о новом спагетти-хорроре, с которым начали связывать надежды на возвращение жести и беспардонности 60-80-х годов, что при захватившей мировой шоу-бизнес толерантности звучит почти невероятно.

Мальчика судят за происшествие с нечистью. Кадр из к/ф «Господин Дьявол».
Мальчика судят за происшествие с нечистью. Кадр из к/ф «Господин Дьявол».

Карьеру режиссера Авати начал с готических детективных хорроров «Кровные узы» (1970) и «Дом со смеющимися окнами» (1976). В 1983 году был зомби-фильм «Редер», в 1996 году – средневековая готика «Колдун», в 2007 году делал в США готику про призраков «Пристанище». С тех пор хоррора от него не видели. И тут вот решил тряхнуть стариной.

Это детектив. 1952 год. Мальчика судят за историю (не могу написать, что за история, боюсь ограничений) с мужиком, в которого якобы вселился Дьявол. Мать погибшего влиятельна в регионе Венеция, и теперь обижена на ... (пик-пик-пик) и правительство христианских демократов. Правительство посылает своего следователя замять дело, способствовать обвинению. Однако следователь Фурио получает свидетельства того, что подсудимый действительно воевал с Дьяволом.

Следователь еще не понял, что готическая мафия бессмертна. К/ф «Господин Дьявол».
Следователь еще не понял, что готическая мафия бессмертна. К/ф «Господин Дьявол».

Итальянский хоррор славился готикой и джалло. На этот раз – готика. Она у итальянцев особая, подразумевающая не внезапное вторжение нечисти, а ее перманентное существование под прикрытием неких влиятельных сил (хорроры на эту тему могут быть сублимацией недовольства мафией). В общем, понятно, что Фурио в его расследовании будет непросто.

Фильм хорош гнетущей атмосферой, тягучим саспенсом, активного хоррора немного, при этом реально жутко. На то и самобытный итальянский стиль. Интересно, кстати, что фильм 2019 года выглядит абсолютно не в современном «толерантном» тренде.

Кто-то кажется подозрительным? Кадр из к/ф «Господин Дьявол».
Кто-то кажется подозрительным? Кадр из к/ф «Господин Дьявол».

Сын мафиозной мамы не совсем такой как все (я достаточно туманно написал?), и многие считают, что его связывают с Дьяволом просто от социальных предрассудков. Но нечисть именно этим и пользуется!
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 8)
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 7)
(часть 6) / (часть 5) / (часть 4) / (часть 3) / (часть 2) / (часть 1)