Вредитель, гад, сволочь – это всё про колорадского жука. Эту животину американские колхозники пытались травить аж с 1860 года, распыляя на полосатых краску, содержащую арсенат меди. Жуки прожевали этот яд, а попутно скушали арсенат свинца, ДДТ ртути, дильдрин и более пятидесяти других пестицидов. Поначалу новая отрава убивает много жуков, но за пару лет картофелееды вырабатывают противоядие и продолжают весело пробираться через заборы.
Ученые разводят руками: нынешняя эволюционная теория, сфокусированная на ДНК, не может объяснить быстрое развитие устойчивости к пестицидам.
Для защиты от пестицидов жуку не нужно менять свой основной генетический код. Вместо этого жуки включают или выключают определенные гены в процессе, называемом «метилированием ДНК». Это позволяет жукам быстро активировать механизмы биологической защиты - возможно, перегружая уже существующие гены, которые позволяют жуку переносить широкий спектр токсинов, обнаруженных в картофеле.
Изменения, вызванные даже небольшими дозами пестицида, могут передаваться потомкам как минимум через два поколения.
«Мы обнаружили такие же паттерны у поколения внуков этих отравленных нами тварей. Это удивительно, потому что внучата не подвергались воздействию инсектицида», - говорит ошарашенный янки-ученый.
Решения проблемы пока нет. Так что нам остается высаживать сорта картофеля, которые колорадский жук не любит и молиться. Иначе спасу от них не будет.