Найти в Дзене
Студент-турист

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Развитие гастрономического туризма в России
По ПМ 03. Предоставление туроператорских услуг
По МДК 03.01 Технология и организация туроператорской деятельности Специальность 43.02.10 Туризм
Оглавление

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Развитие гастрономического туризма в России

По ПМ 03. Предоставление туроператорских услуг

По МДК 03.01 Технология и организация туроператорской деятельности Специальность 43.02.10 Туризм

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5

1.1 Понятие гастрономического туризма. Виды и направления. 5

1.2 История развития гастрономического туризма. 10

1.3 Организации в сфере гастрономического туризма. 13

2 АНАЛИЗ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ 15

2.1 Проблемы и перспективы развития. 15

2.2 Гастрономические районы и туроператоры России. 18

2.3 Проект «Гастрономическая карта России» 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

ВВЕДЕНИЕ

Тема гастрономического туризма является важной составляющей индустрии туризма и актуальна в России на сегодняшний день. Еще не так давно туристы путешествовали в основном для того, чтобы увидеть достопримечательности того или иного туристского центра, и отодвигали питание на второй план. Но сейчас же большинство туристов начали путешествовать для того, чтобы попробовать блюда разных культур. В России перспективы развития гастрономического туризма очень высоки в связи с разнообразием нашей страны, большого количества национальностей и обширных территорий.

Гастрономический туризм (гастротуризм) — это путешествия и гастрономические или кулинарные туры (гастротуры) по стране для знакомства с регионом или страной через гастрономию, местную кухню и кулинарные мастер-классы. [14] Посещение ресторанов в таких путешествиях — суть поездки. Зрительные впечатления, точнее обзор достопримечательностей идут в дополнение к вкусовым.

Самое перспективное направление туризма в России - гастрономия. Россия - многонациональная страна, которая занимает самую большую площадь суши, если сравнивать с другими странами. В России сорок шесть областей, в которых проживает почти две сотни разных народов, у каждого своя кухня и национальные блюда.

Сегодня гастрономический туризм подвержен процессу глобализации и стал одной из самых быстроразвивающихся инновационных сфер туризма. Туристы ищут в путешествиях опыт, основанный на региональных особенностях и культуре. Гастрономический туризм является синтезом экологии, культуры и производства. Мода на гастрономические туры активно развивается и набирает популярность в последние годы. По оценке ТурСтат, гастрономический (кулинарный) туризм в России является одним из самых быстрорастущих во внутреннем туризме.

На данный момент в России - это недостаточно массовое явление, хотя существуют турагентства, которые предлагают своим клиентам гастротуры, ведь у страны для этого есть все ресурсы. Так, например, в Суздале организуются поездки в деревенские хозяйства, где люди посещают фермы и угощаются традиционными блюдами, приготовленными из экологически чистых продуктов. В Ярославской области реализуются такие программы, как обед в настоящей русской избе. Другие же предлагают посетить тематические музеи, например, музей Масла в Вологодской области, где посетители могут познакомиться с историей маслодельного промысла. Таким образом, по всему миру с каждым годом растет количество туристских фирм, предлагающих свои услуги в области гастрономического туризма, ведь он играет огромную роль в создании условий для устойчивого развития стран и регионов.

Топ-10 гастрономических городов и регионов России на 2020 год: Москва, Санкт-Петербург, Московская область (Коломна), Владимирская область (Суздаль), Казань (Республика Татарстан), Тверская область (Торжок, Тверь), Тульская область (Тула), Алтайский край, Калининградская область (Калининград, Зеленоградск), Новгородская область (Великий Новгород). [15]

Объект исследования – гастрономический туризм в России.

Предмет исследования – развитие гастрономического туризма в России.

Цель – изучение развития гастрономического туризма в России.

Задачи:

1. Дать определение гастрономическому туризму

2. Изучить гастрономический туризм в России

3. Проанализировать проблемы развития гастрономического туризма в России

4. Оценить перспективы развития гастрономического туризма в России

Структура курсовой работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

1.1. Понятие гастрономического туризма. Виды и направления.

Как гласит Федеральный закон № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. [1]

В мире существует большое количество видов туризма: экстремальный, спортивный, познавательный, экзотический, культурный, экологический, гастрономический, молодёжный, сельскохозяйственный туризм и другие. В работе будет подробно описан гастрономический туризм.

Гастрономический туризм — это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт. Другими словами, гастрономический туризм – это поездка для знакомства с национальной кухней страны, особенностями производства и приготовления блюд и продуктов, а также для обучения и повышения уровня профессиональных знаний. Oднако гастрономический тур как услуга — это нечто бoльшее, чем простo путешествие, поскольку он является хорошо продуманным комплексом мероприятий для дегустации традиционных в определенной мeстности блюд, а тaкже oтдельных ингредиeнтов, не встречающихся больше нигдe в мире, имеющих особый вкус. [14]

Гастрономическoе путешествие — палитра, с помощью которой турист может нарисовать свое представление о той или иной стране. Еда приоткрывает тайну духа народа, помогает понять его менталитет. [8]

Президент Международного эногастрономического центра, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, член экспертного совета по гастрономическому туризму Всемирной туристской организации ООН, писатель и путешественник Леонид Гелибтерман говорит: «Четкого определения того, что считать гастрономическим туризмом, не существует. Эта проблема заметна даже на лингвистическом уровне. На мой взгляд, под гастрономическим туризмом в строгом смысле слова следует понимать:

1. специальные винные и гастрономические туры;

2. посещение объектов гастрономического туризма (специализированные музеи, сыроварни, винодельни, пивоварни и т.п.);

3. посещение ресторанов с региональной кухней;

4. посещение кулинарных курсов при отелях, а также специализированных кулинарных центров и школ;

5. посещение фермерских хозяйств;

6. посещение сельскохозяйственных (фермерских) рынков;

7. продовольственные выставки и ярмарки;

8. гастрономические и винные (пивные и т.п.) фестивали». [16]

Гастрономический туризм – это направление для тех, кто устал от однообразных туристических поездок, с посещением местных достопримечательностей, для тех, кто хочет познать кулинарные традиции народов мира и, возможно, самому научиться готовить что-то новое и необычное. Цель гастрономичeских туров — насладиться особенностями кухни той или иной страны. При этoм данная цель не сводится к тому, чтобы попробовать какое-то редкое, экзотическое блюдо или перепробовать бесчисленное количество кушаний. Важно насладиться местной рецептурой, которая веками вбирала в сeбя традиции и обычаи местных жителей, их культуру приготовления пищи. [17]

Специфические черты гастрономического туризмa:

1. Условия для рaзвития кулинарнoго туризма имeют aбсолютно всe стрaны и это уникальнaя отличительная черта данного вида туризма.

2. Tакже гастрономический туризм – это несезонный отдых, для любогo времени года можно подобрать подходящий тур.

3. Кулинарный туризм в той или иной степени является составляющим элементом всех туров. Но в отличие от других видов туризма знакомство с национальной кухней становится главным мотивом, целью и элементом гастрономического путешествия.

4. Продвижение мeстных хозяйств и производителей прoдовольственных товаров - является неотъемлемой частью любого гaстрономического тура. [14]

У гастрономического туризма есть несколько направлений:

1. Тур по сельской местности

2. Ресторанный тур

3. Образовательный тур

4. Экологический тур

5. Событийный тур

6. Комбинированный тур

Условно гастрономические поездки можно разделить на две большие группы:

1. Сельские («зелёные»)

2. Городские

В ходе первых туристу предлагают насладиться натуральными продуктами «с земли» — поучаствовать в сборе ягод, орехов и грибов (в особенности, трюфелей), попробовать фрукты с дерева и овощи с грядки, разумеется, стопроцентно экологически чистые, под присмотром кулинара сварить варенье или испечь торт. Сюда же относится вкусовое знакомство с так называемыми «продуктами земли» — теми гастрономическими изысками, которыми славна данная местность: пармская ветчина, испанский хамон, голландский сыр, брюссельское пралине, шведская икра уклейки, японская рыба фугу и т. д. [6]

Городские гастрономические туры подразумевают посещение ресторанов национальной кухни, где гостю предлагается отведать местные деликатесы, как правило, «из-под пера» именитых поваров. Сами заведения, также отмечены по крайней мере одной звездой Мишлен. [22] В таких поездках упор в большей степени делается на виртуозное сочетание многочисленных компонентов, нежели на наслаждение простым вкусом «крестьянской» пищи. [6]

Объектами кулинарного туризма являются:

1. Страны, кухня которых наиболее популярна на мировой арене (на сегодняшний день самыми популярными странами являются Испания, Франция, Италия, Япония, Китай).

2. Регионы, известные продуктами, производящимися в этой местности. Например, такие регионы Франции как Бордо, Эльзас, Бургундия, Шампань. Голландские города Гауда и Эдам, в которых производятся сыры.

3. Так называемые, «ресторанные города», главный критерий выделения таких дестинаций – это наличие заведений, которые представляют разные виды кухонь, стилей и форматов. Например, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио, Рим, Брюссель, Гонконг, Барселона, Сан – Франциско, Новый Орлеан.

4. Отдельные рестораны, выделяющиеся качеством и эксклюзивностью кухни, оригинальным меню или же имеющие статус «лучших». Например, обладатели трех звезд ресторанного гида «Мишлен»: итальянский «Ла Пергола» в Риме, британский «Фэт Дак» в городе Брей, японский «Коджу» в городе Токио.

5. Предприятия, известные своей кулинарной продукцией. Например, самая большая в мире фабрика по производству шоколада «Альпрозе» в Швейцарии и знаменитые монастырские пивоварни «Андекс» и «Этталь», расположенные в Верхней Баварии, Германия.

6. Учреждения, предоставляющие образовательные услуги по направлениям кулинарии и гастрономии. Например, Французская академия кулинарного искусства «La Cordon Bleu», Высшая школа итальянской кухни (Italian Cuisine High School).

7. Кулинарные мероприятия: фестивали, ярмaрки, праздники, дегустации, мaстер – классы, выстaвки, кoнференции. Например, рождественские ярмaрки, открывающиеся в ноябре в таких городах как Кельн, Дрезден, Будапешт, Нюрнберг. Для представителей гостиничного, ресторанного и туристского бизнеса ежегодно проводятся различные конференции и салоны: Международная кулинарная конференция, организуемая Международной ассоциацией кулинарного туризма, Международный кулинарный салон «Мир Ресторана и отеля».

Целевой аудиторией гастрономических туров являются:

1. туристы, желающие приобщиться к культуре страны через ее национальную кухню;

2. представители турфирм, которые путешествуют с целью изучения данного туристского направления;

3. туристы — гурманы;

4. туристы, использующие кулинарный тур в целях обучения и получения профессиональных навыков (повара, сомелье, дегустаторы, рестораторы);

5. туристы — гурманы.

Любой трaдиционный рецепт может рассказать о городе, регионе или стране намного больше, чeм путеводители, спрaвки из истории, статьи из интернета или же сам житель данной местности. Национальное блюдo страны – само по себe отражение истории нaрода в целом. Отсюда следует вывод, что гастрономический туризм можно считать своеобразной формой культурного развития человека. Хoтя этот вид туризма является относительно новым направлением.

1.2. История развития гастрономического туризма.

Любой турист, приехавший в новую страну, желает познакомиться с её кулинарными изысками, попробовать что-то новое и необычное. Чуть более двадцати лет назад гастрономический туризм стал относиться к самостоятельному, потому что он тесно связан со множеством видов туризма.

Еще в XVIII веке французы поставили гастрономию на научную основу. Французский общественный деятель Ансельм Брийа-Саварин описал основы рационального питания, разработал нормативные правила гастрономии, ввел в бытовую жизнь понятие «вкус». Его современник Антоним Карем, долгое время работавший в России, впервые указал на роль химии в кулинарии и установил точные весовые дозировки в рецептах блюд.

Окончательное возведение гастрономии в ранг научной дисциплины произошло уже в XXI веке, когда во Франции был создан первый в мире гастрономический университет.

Начальным этапом развития гастрономического туризма вразумительно считать 1998 год, когда доцент кафедры народной культуры в государственном университете США Bowling Green (Боулинг Грин) Люси Лонг ввела в обращение термин «кулинарный туризм». Его идея заключалась в том, что местные блюда помогают туристу проникнуть в культуру страны, а приготовление самого блюда позволяет представить себя местным жителем. [5] Поэтому часто гастрономический туризм называют также кулинарным туризмом. С этого года ученые из различных стран мира начали проводить исследования в области кулинарного туризма.

С 2001 годa кулинaрный туpизм cтал нoвой тeнденцией в путeшествиях. Имeнно в этoм гoду Эрик Вульф, будущий oснователь и прeзидент Международной aссоциации кулинарного туpизма (ICTA), прeдставил нeкий документ o кулинарном туризме. Позжe этoт дoкумент был включён в книгу, в которой был документально пoдтверждён рaстущий интерес к еде, а запросы о кулинарных турах зaставили мeстные прeдприятия и рестораторов удoвлетворять рaстущий спрoс. Эрик Вульф дaл слeдующее опрeделение: «Гастрономический туризм – это пoиск и наслаждение уникальнoй, незабываемой едой и напитками как на другом конце Земли, так и на соседней улице. Ведь кроме путешествий по стране или всему миру, мы также можем стать гастрoномическими туpистами в своем регионе, городе или даже районе. «Путешествие» предполагает даже поездки по своему городу, а не только по своему региону, странe или даже планете. Расстояние, которое мы преодолеваем, не так вaжно, как сам факт того, что мы постоянно находимся в движении. Таким образом, все мы «путешественники» и все мы «едоки», а стало быть, все мы можем считаться гастрономическими туристами». [19]

В 2003 гoду им былa oснована Международнaя aссоциация гаcтрономического туpизма (The International Culinary Tourism Association). Миcсия oрганизации звучит так: «Помогать людям, обществу и предприятиям развиваться путем налаживания взаимовыгодных отношений, основанных на всеобщем интересе к еде и напиткам». Манифест Международной ассоциации гастрономического туризма отражает способность человека познавать культуру страны через ее национальную кухню: «Еда – это квинтэссенция нации, ее характера и истории».

В 2006 году был создан Международный институт кулинарного туризма, курирующий образовательные и учебные компоненты программ Международной ассоциации гастрономического туризма.

Первопроходцами в генерировании идеи гастрономических туров считаются итальянцы, которые грамотно совместили налаживание торговых и технологических производств с привлечением туристов под знаком вкусной и здоровой пищи.

С момента своего рождения, гастрономический туризм набирает большие обороты. Гастрономический туризм стал развиваться повсеместно, из-за чего во многих странах открылось множество турфирм, специализирующихся на международном гастрономическом туризме. Среди них «Gourmet on Tour» и «The International kitchen» в США, а в Австралии «Gourmet Getaways».

В 2012 году термин «кулинарный туризм» был заменен на термин «гастрономический туризм» из-за того, что исследование, проведённое Международной ассоциацией гастрономического туризма, показало, что большая часть американцев, среди которых проводилось исследование, посчитали, что кулинарный туризм – это туризм для элиты. Поэтому решено было заменить его на более доступный для большинства жителей термин, объединяющий продовольственные магазины, уличных торговцев, пабы для местных жителей, винные заводы, единственные в своем роде рестораны в одно понятие. [19]

Почётное место гастрономии отводят и авторитетные международные организации. В статье «Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы», написанной Е. Л. Драчевой и Т.Т. Христовым, говорится о том, что ЮНЕСКО внесло французскую кухню, мексиканскую кухню и средиземноморскую диету в список всемирного нематериального культурного наследия. Также эта организация проводит конкурс, в котором определяет лучший гастрономический город. Ими стали: шведский Эстерсунд, колумбийский Попайан и китайский Чэнду (столица знаменитой сычуаньской кухни). Подобный титул обещают присвoить и провинции Хатай в Турции, кухня которoй смешивает в себе турецкие, арабские и французские гaстрономические трaдиции. Крoме организaции ЮНЕСКО, существуют ещё международные и национальные oрганизации, которыe работают в сфере гастрономического туризмa. [5]

Из вышеперечисленного следует, что гастрономический туризм является достаточно молодым направлением туризма, но с каждым годом всё больше развивается и набирает популярность. Для его продвижения, развития и внедрения создаются разные организации.

1.3. Организации в сфере гастрономического туризма.

Организаций, занимающихся гастрономическим туризмом, его продвижением и внедрением, существует большое количество. Как в России, так и во всём мире существуют разного рода ассоциации, у которых в целях создать гастрономическую картину той или иной страны.

Примером может послужить Ассоциация гастрономического туризма России, или же коротко АГТР. Она была организована 21 июля 2015 года. На сегодня АГТР – единственная организация в России, которая профессионально развивает гастрономический туризм страны. Данная ассоциация является некоммерческой и неправительственной структурой. Ассоциация гастрономического туризма России обладает передовыми технологиями и инструментами, предназначенных развивать и продвигать локальные продукты, еду и напитки, местный туризм и индустрию гостеприимства. Ассоциация выступает в качестве центрального узла, который поддерживает создание и развитие успешного и прибыльного бизнеса, защищая и поощряя локальные кулинарные и гастрономические культуры по всей России. На данный момент Ассоциация гастрономического туризма России активно работает над туристской привлекательностью сёл, городов и регионов России, поддерживает и связывает между собой около 20 секторов экономики, а также развивает малый и средний бизнес индустрии гостеприимства. Считается, что с помощью данной Ассоциации гастрономического туризма весь мир по достоинству оценит кулинарные, исторические и гастрономические традиции России. [23]

Ассоциация гастрономического туризма России дополнительно занимается продвижением клиентских гастрономических маршрутов, проведением обучающих семинаров и лекций по гастрономическому туризму, подготовкой специалистов по развитию гастрономического туризма и многим другим.

В России существует, подобная АГТР, Ассоциация культурно-гастрономического туризма. Главной целью Ассоциации является развитие гастрономического туризма в России. Ассоциация создана для того, чтобы совместными усилиями специалистов всех сфер деятельности: туроператоров, производителей продуктов, рестораторов, фермеров и многих других, популяризовать и расширить гастрономический туризм в России. Главная задача Ассоциации – создать уникальный, особый и узнаваемый гастрономический имидж России. [25]

Инициатором создания Ассоциации является один из ведущих туроператоров России, который специализируется на гастрономическом туризме – ООО «Трэвел Хантер» (Travel Hunter). Компания занимается организацией культурно-гастрономических туров с 2011 года. Она является первым туроператором, который вывел гастрономический туризм на российский туристский рынок.

Вывод по первой главе: Как выяснилось, гастрономический туризм – это путешествие по странам или регионам, с целью ознакомиться с кулинарией данного места. Надо сказать, что рост благосостояния населения и увеличение затрат на покупку туристских услуг, позволяет говорить о растущей популярности туризма в том числе и гастрономического. Гастрономический туризм – часть всех видов туризма. С какой бы целью турист не отправился в путешествие, ему всё же придётся удовлетворить свои первичные потребности, в частности – голод. Сравнивая гастрономический туризм с другими видами туризма, следует вывод, что данный вид относительно молод и малоизвестен. Первые упоминания о гастрономическом туризме, как об отдельном виде туризма были совершены буквально пару десятков лет назад, что по историческим меркам туризма в целом – достаточно мало. Гастрономический туризм только набирает популярность, как среди молодёжи, так и среди людей среднего возраста, для чего способствуют разного рода организации и ассоциации, специализирующиеся на гастрономическом туризме, такие как, Ассоциация гастрономического туризма России или же ассоциация мирового уровня – Международная Ассоциация гастрономического туризма.

2 АНАЛИЗ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

2.1 Проблемы и перспективы развития.

Развитие гастрономического туризма как отдельного вида является актуальной проблемой, поскольку гастрономический туризм – явление достаточно новое и его развитие в мире только набирает обороты, поэтому уровень изучения данной темы - низкий. Такой вид туризма только сейчас начинает появляться в России, и подобных туров в чистом виде нет, поэтому компоненты гастрономических туров добавляют в основные программы.

Где, как не в нашей стране, проживает более 180 народов, и каждый хранит свои традиции и обряды, связанные в частности с едой. У России есть большой потенциал для развития гастрономического туризма. [10] Благодаря обширной территории, национальному составу, разнообразному растительному и животному миру страна богата разнообразными видами блюд, которые могут привлечь как туристов с России, так и с других стран мира.

Россия имеет достаточно огромный потенциал для развития гастрономического туризма, потому что:

1. это многонациональное, мультикультурное государство

2. имеет разнообразные климатические и природные зоны

3. у страны богатая культура и история

4. в ней хранятся вековые гастрономические традиции народов страны. [9]

Перспективы развития гастрономического туризма:

1. гастрономический туризм способен продвинуть фермерскую продукцию, сохранить экологию страны

2. так как гастрономический туризм предполагает употребление натуральных продуктов, он может повысить число здорового населения

3. повышение самосознания населения за счёт продвижения местной пищевой культуры

4. популяризация новых неизведанных регионов России за счёт выявления их гастрономической привлекательности

5. появление новых рабочих мест для незанятого населения

6. гастрономический туризм повысит интерес к разного рода фестивалям

7. высокий турпоток в средства питания регионов

Россия, как многонациональная страна с огромной и величайшей историей, считается интересной для туристов со всего мира. Но говорить о том, что гастрономический туризм – это быстро развивающееся направление в России, рано. Ведь, к сожалению, на ряду с перспективами развития стоят проблемы развития гастрономического туризма в России.

Многие регионы России могут похвастаться большим количеством разнообразных видов туризма, где гастрономические туры – довольно редкое явление, и пока нельзя считать данное направление планомерно реализуемой программой. «Сырые» и разноплановые предложения в этом сегменте приводят к снижению спроса на данный вид туризма. Большинство поставщиков туристских услуг не имеют чёткого понимания, что из себя должен представлять гастрономический тур, что сбивает с толку. Также гастротуристов пугает и отталкивает собственно сама цена на гастрономические туры. Можно выделить также рекламу и продвижение данного турпродукта, в частности, их неразвитость или же полное отсутствие. Кроме этого, проблемы с продвижением гастрономического туризма связанны с большой территорией страны и, в особенности, с отсутствием координации в деятельности участников рынка. Многие регионы России продвигают схожие продукты – мёд, соленья, травяные чаи. Отсутствие централизованного подхода в наработках разных регионов, при отсутствии общей информационной базы, вынуждает участников рынка конкурировать с аналогичными продуктами соседних областей, что создает проблемы развития гастрономического туризма как на уровне регионов, так и на общегосударственном уровне. Стратегия развития гастрономического туризма, которая ориентирована на конкретный турпродукт является ошибочной, так как особенностью России является конкретно разнообразие кухонь и кулинарная самобытность. Наличие хорошо развитых автомагистралей не так велико, что ограничивает гастротуристов отправиться в гастрономический тур в дальние регионы страны. [10]

Итак, конкретными проблемами, изложенными выше, могут считаться:

1. высокие цены на транспорт

2. высокая цена на гастрономические туры данного типа

3. плохо развитая инфраструктура, посредством которой организуются гастрономические туры, в особенности – дороги, средства размещения и транспорт

4. информация негативного характера о стране в источниках зарубежных СМИ

5. отсутствие разного рода рекламных кампаний

6. нехватка квалифицированного персонала

Данные проблемы можно решить с помощью создания единой информационной базы, правильной реализации PR-кампаний, которые выявят гастрономическую особенность каждого региона. На сегодняшний день активный интерес к гастрономическому туризму проявляют представители разного рода бизнеса. Их нужно активно привлекать к развитию данной отрасли туризма путём семинаров, мастер-классов и программного обучения для представителей гастрономического туризма, а также организовывать системное взаимодействие с инвесторами.

Важно ли развивать гастрономический туризм в принципе? Ответ, да. Гастрономические туры можно совершать круглый год, он исключает сезонность. Гастрономический туризм увеличивает туристский поток в регионы и привлекает инвестиции в регионы страны. Развивает местный бизнес, отчего появляются новые рабочие места. Гастрономический туризм способствует сохранению культуры и окружающей среды. Развитие этого вида туризма в сёлах и дальних районах страны повышает уровень занятости населения.

Несмотря на то, что наша страна имеет огромный потенциал для развития гастрономического туризма, причём в любом из районов России, всё же существуют значительные проблемы, препятствующие его развитию. Для решения этих проблем необходимо вовлечься в процесс государственным деятелям и представителям туристского бизнеса.

2.2 Гастрономические районы и туроператоры России.

Наверное, ни одна страна мира не сможет конкурировать с нашей страной в плане гастрономической самобытности и многогранности. Русская кухня содержит в себе элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. Татарские эчпочмаки, калининградские клопсы, башкирский бешбармак, донская уха, сибирские пельмени, кубанский борщ — самая малая часть списка неподражаемых блюд, которыми могут похвастаться регионы России.

Премия National Geographic Traveler Awards 2019 (NGT Awards 2019) с июня по октябрь 2019 года провела интернет-голосование по лучшим туристским направлениям и регионам России для отдыха и туризма. [5] Туристский портал ТурСтат проанализировал данное голосование в октябре. Одним из критериев голосования был «Лучший гастрономический регион России». В данной номинации за Республику Татарстан отдали 51% голосов, за Московскую область — 16% голосов, за Республику Дагестан — 14% голосов, за Ростовскую область — 10% голосов, за Новосибирскую область — 9% голосов. [Приложение 1]

Республика Татарстан. Казанская кухня соединила в себе гастрономические традиции булгарских, татарских, русских народов, влияние с Востока и Европы, может похвастаться множеством блюд повседневного и праздничного стола. Но всё же, татарская кухня разнообразна по большей степени в выпечке: символ благополучия и достатка хлеб икмэк, одни из самых древних печеных блюд кыстыбый, бэлеш, эчпочмак и перемячи, губадия. Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием потрясающие татарские сладости — чак-чак и талкыш калеве. Организация гастрономического туризма в Республике Татарстан – одно из перспективных направлений общереспубликанской программы развития туризма. На данный момент сельский туризм в Татарстане только начинает своё развитие. Первые попытки организации предпринимаются в деревню Шуганы Лаишевского района, где можно всё, что предполагает гастрономический туризм, а также отправиться за впечатлениями на настоящий деревенский пруд или озеро.

Московская область. Москова вобрала в себя культуру и традиции разных народностей. Это также касается и кухни. Блюда «по-московски» самобытны, уникальны, сытны, хотя приготовлены по тому же рецепту. Может, дело в том, что Москва – это малая Россия? Так сказать, страна в стране со своей гастрономической культурой. Московская область начала своё формирование в XVII веке. В основном это было связано с войнами, шедшими против поляков и шведов. Солдаты привозили из дальних походов новые продукты, блюда и рецепты, которые со временем воплощали на свой лад. Из-за сурового климата москвичи потребляют в большом количестве белковые продукты. А это значит, на московском столе преобладают блюда из мяса, в основном мясо домашних животных: говядина, телятина, свинина, баранина. Мясо жарят, парят, варят, тушат и запекают. Распространены и другие виды продуктов. Всем известны такие блюда, как: расстегаи по-московски, солянка (селянка) по-московски, борщ по-московски, говядина по-московски, буженина, голубцы и многое другое. [31]

Республика Дагестан. Это самая многонациональная республика в России. Такой национальности, как дагестанцы, нет. Республику Дагестан своим домом считают более ста народностей. У каждой из них – свои кулинарные предпочтения. Национальные блюда дагестанской кухни – многообразны. Дагестанская кухня уходит корнями в далёкое прошлое и бережно сохраняет в себе традиции прошлых поколений. Дагестанцы используют только местные продукты: мясо, мука, сыр, творог, зелень, овощи. Любят жители Дагестана помидоры, фасоль, лук, чеснок, курагу. В рецептах некоторых блюд можно встретить дикорастущие ингредиенты: крапиву, лебеду, мяту и др. А также много различных специй и пряностей. Только в Дагестане можно попробовать такие блюда, как: хинкал, курзе, напоминающие пельмени, пирог чуду, колбасу сохта, дагестанские галушки – хатлама, каурму. [11]

Ростовская область. Во время походов в Турцию и Персию, воинской службы в разных уголках мира донские казаки впитывали обычаи европейской, кавказской и восточной культуры, в том числе и культуры застолья, и привозили их на Дон. [4] Меню в казачьем курене во все времена было разнообразным. Щерба, вареники, курники, круглики, соленые и моченые арбузы, нардек, кисели и узвары — всего и не перечислить. Особенно это рай для тех, кто любит рыбные блюда — в Дону водится более 60 видов рыбы. Из неё варят уху и кулеш, её вялят, запекают целиком и используют в качестве начинки для пирогов.

Новосибирская область. Сибиряки веками охотились на дичь в суровых климатических условиях, благодаря этому они научились делать с мясом все, на что только хватает воображения: отваривали, тушили, жарили, солили, запекали в тесте или большими кусками, добавляли в пироги. Мало какая российская земля может похвастаться таким разнообразием диких птиц и животных — главных составляющих сибирской кухни. Особенный деликатес сибиряков – блюда из мяса изюбра, редкой разновидности благородного оленя, и лося. Также, Новосибирск отличается своей настойкой, киселем, морсом, вареньем из таежных ягод (брусника, клюква, морошка и другие сибирские дикоросы) и настоящим сибирским чаем с травами. [11]

Выше были описаны регионы России, которые, по мнению проголосовавших пользователей интернета, являются наиболее популярными гастрономическими направлениями России. Туристский портал ТурСтат провёл не одно подобное голосование и не раз выделил популярные регионы и города. [15]

Портал составил рейтинг городов и стран для летних гастрономических туров по итогам интернет-опроса на тему, куда лучше отправиться для изучения гастрономии в 2019 году. По итогам голосования лучшими городами России для гастрономического туризма являются:

1. Санкт-Петербург

2. Москва

3. Казань

Популярными зарубежными направлениями стали:

1. Грузия

2. Армения

3. Италия

4. Франция

5. Беларусь

Также ТурСтат составил рейтинг лучших гастрономических и кулинарных фестивалей октября 2019 года. Топ-5 гастрономических фестивалей:

1. фестиваль «Золотая осень» в Москве

2. фестиваль «Тамбовская картошка» в Тамбове

3. эногастрономический форум «Молодое вино» в Кисловодске (Ставропольский край)

4. праздник «Ивановский капустник» в Ивановской области

5. фестиваль «Барыня Капуста» в Тверской области

Автором были проанализированы предложения туроператоров России, предоставляющие гастрономические туры по стране. Был взят туроператор «Дельфин», реестровый номер – РТО 017308, на рынке с 1993 года. Занимается внутренним, международным въездным и международным выездным туризмом. До 3000 гостиниц России, Беларуси и Абхазии. Туроператор предлагает проживание в гостинице и трансфер во время тура. Средняя стоимость туров – 50 000 рублей. [25]

Также был рассмотрен туроператор «Трэвел Хантер» – ведущий эксперт по гастрономическому туризму. Реестровый номер – РТО 011940. На туристском рынке с 2011 года. В стоимость каждого тура включены проживание в отеле или гостинице, трансфер от и до отеля и во время программы, услуги гида, экскурсии и мастер – классы. Средняя стоимость туров составляет 40 000 рублей. [26]

Третьим туроператором, рассмотренным автором является «Туроператор Магазин Путешествий». Реестровый номер – РТО 021268. Начал свою деятельность в 1997 году. Сегодня – один из лидеров экскурсионного туризма в России. В стоимость гастрономических туров туроператор включает проживание в гостинице, услуги гида, трансфер, питание по программе, входные билеты в музеи, участие в мастер – классах. Стоимость туров равняется 10 000 рублей. [27]

Следующим туроператором является туроператор «Созвездие». Реестровый номер – РТО 002252. Помимо гастрономических туроператор предоставляет также туры выходного дня, автобусные, новогодние туры, туры за рубеж. В стоимость гастрономических туров туроператор включает проживание в гостинице, услуги гида, экскурсии, мастер – классы, входные билеты по программе, трансферное обслуживание. Средняя стоимость туров составляет 12 000 рублей. [28]

Сравнительная таблица туроператоров России.

ТО

Критерии

ООО "ТО Дельфин"

РТО 017308

ООО "Трэвел Хантер" РТО 011940

ООО "Туроператор Магазин Путешествий" РТО 021268

ООО "Созвездие" РТО 002252

Адрес, место нахождения

127015, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14, стр.2, эт. 8, пом. I, ком. 17

121471, г. Москва, ул. Рябиновая, д. 26, строение 1

107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, эт.5, пом. II, ком. 16

191040, г.Санкт-Петербург, Лиговский пр. ,д.43-45, литер Б, офис 115

Названия туров

"Веселое поморское новогодие", "Вкусное Пинежье!", "Вкусный Сахалин"

«Гастрономический уик-энд в Астрахани», «Вся гастрономия Астрахани за 4 дня»

Новогодний винный тур «In Vino Veritas», «Итальянский шарм русской провинции», «Селигерский рыбник», «В гостях у Ивана Грозного»

«Тверь для гурманов и не только...», «Вологодская трапеза», «Бик Тэмле - очень вкусно!»

Что входит в стоимость

Проживание в номерах, питание по программе, услуги экскурсовода, мастер – классы, трансферы по программе

Проживание в отеле, трансфер от/до отеля и во время программы, услуги гида, дегустации, экскурсии и мастер – классы

Услуги гида, трансфер, проживание в гостинице, питание по программе, входные билеты в музеи, мастер – классы

Проживание в отеле, гостинице, услуги гида, экскурсии, входные билеты по программе, мастер – классы, трансферное обслуживание

Стоимость

50 000 рублей

40 000 рублей

10 000 рублей

12 000 рублей

Таким образом в параграфе представлены некоторые из многих регионов России, которые предоставляют возможность туристам путешествовать в целях прочувствовать кухни разных народов страны. Они были выделены с помощью проведённых голосований разного рода. Также были рассмотрены и проанализированы российские туроператоры, предоставляющие гастрономические туры. По предоставлению услуг туроператоры в большинстве случаев схожи, разнится лишь цена туров и отсутствие некоторых услуг, входящих в стоимость тура.

2.3 Проект «Гастрономическая карта России»

Федеральный инновационный проект Ростуризма "Гастрономическая карта России" существует с 2017 года. Межотраслевые направления деятельности проекта реализуются при поддержке Минсельхоза, Минпромторга и МИД России.

Регионы-участники проекта: Владимирская, Костромская, Тульская, Калининградская, Архангельская, Мурманская области, Петербург, Татарстан, Удмуртия, Мордовия, Башкирия, Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Ростовская области, Краснодарский край, Бурятия, Крым, республика Алтай и Карелия. В десяти микроавтобусах, оборудованных под мобильные кухни, гастрономическая команда со знаменитыми шеф-поварами ездит по городам и готовит региональные блюда. [Приложение 2]

В 2016 году состоялась стартовая площадка проекта во Владимирской области. Участники проекта: фермеры, производители, рестораторы, отельеры, шеф-повара, мастера прикладного искусства, журналисты, историки, краеведы, исследователи кухни, кулинарные блоггеры, гастрокритики и чиновники всех уровней. Речь идет об объединении усилий государства, бизнеса и экспертов-специалистов для создания образцов, новых турпродуктов.

Предпосылки для запуска проекта:

1. бурное развитие сельского хозяйства и фермерского сегмента

2. тренд «Сделано в России» теперь естественная потребность самостоятельно выращивать и производить продукты питания, а не «вынужденная» мера.

Координатор проекта Екатерина Шаповалова говорит, что задачей проекта «Гастрономическая карта России» является подготавливать и продвигать перспективные гастрономические бренды, чтобы на их базе формировать туристский продукт каждого региона, тем самым укрепляя его имидж на международной арене.

«Гастрономическая карта России» знакомит туристов с главными кулинарными ценностями разных регионов. Почти каждый регион России славится самобытностью русских традиций: рецепты аутентичных блюд передают из поколения в поколение, фермерские хозяйства производят эко-продукты, местные фабрики производят мясные изделия разного рода, сладости, алкогольные напитки и прочие продовольствия. Проект «Гастрономическая карта России» все это великолепие систематизирует: на интерактивной карте предоставляют полную информацию о возможностях федеральных субъектов в сфере гастро- и агротуризма, там же будут представлены лучшие региональные продукты, в том числе и с экспортным потенциалом. Объекты для карты выбирают по профессиональным оценкам Ассоциации кулинаров и Федерации рестораторов и отельеров, а также по рейтингам популярных агрегаторов. [29]

В 2018 году Россия основательно подготовилась к Чемпионату мира по футболу. Страна не только строила стадионы. Ростуризм решил угостить болельщиков, гостей и жителей городов, принимающих чемпионат, лучшими, малоизвестными или новыми национальными блюдами. Караван из 11 фудтраков проехал по всем городам главного спортивного события года. Каждый автомобиль представил кухню города и региона. [2]

Города «Гастрономической карты» 2018 года:

1. Москва,

2. Санкт-Петербург,

3. Саранск,

4. Самара,

5. Нижний Новгород,

6. Екатеринбург,

7. Калининград,

8. Казань,

9. Волгоград,

10. Сочи,

11. Ростов-на-Дону.

В меню — калачи, пирожки, блины, борщ, икра, щи, мордовские блины пачат, татарские эчпочмаки, бурятские буузы, удмуртские перепечи —кулинарных сокровищ страны хватило на болельщиков со всего мира. Первый фестиваль уличной еды Welcome Foodball Cup состоялся 15 июня — его оценили гости и жители Сочи.

По словам Екатерины Шаповаловой, во время чемпионата мира по футболу всему миру удалось доказать, что Россия — страна не только блинов, борща и икры. В 2019 году в планах АНО провести 12 фестивалей, в том числе Международный гастрономический фестиваль в Териберке Мурманской области. [30]

Таким образом становится ясно, что главная цель проекта «Гастрономическая карта России» – это продвижение и популяризация национальных блюд всей страны, как среди российских туристов, так и зарубежных.

Вывод по второй главе: во второй главе был проведён анализ следующих критериев: перспективы и проблемы развития гастрономического туризма в России, гастрономические районы страны, туроператоры России, предоставляющие гастрономические туры, а также представлен проект «Гастрономическая карта России». Выяснилось, что перспективами развития гастрономического туризма в России являются: популяризация новых, ранее не изведанных районов России за счёт определения их гастрономической привлекательности, повышение интереса туристов к фестивалям гастрономического характера, появление рабочих мест для населения, сохранение экологии страны, повышение числа здорового населения страны, продвижение фермерской продукции. На ровне с перспективами развития стоят проблемы развития гастрономического туризма в России. Ими являются: высокие цены на транспорт, для передвижения по стране, и на сами гастрономические туры, так как эта сфера туризма недостаточно развита, отсутствие хорошей и достойной рекламы гастрономических туров и в России, и за рубежом, неразвитая инфраструктура страны, нехватка средств размещения или вовсе их отсутствие в некоторых отдалённых от центра районах страны. По данным портала ТурСтат были проанализированы «Лучшие гастрономические регионы России», которыми, по данным проведённого голосования, являются: Республика Татарстан, которая набрала большее количество голосов, Московская область и город Москва, Республика Дагестан, Ростовская область и Новосибирская область. Были выделены их характеристики и отличительные черты, связанные с гастрономией. Также в данной главе автор рассматривал туроператоров России, занимающихся предоставлением гастрономических туров по стране. В заключающем параграфе был представлен инновационный проект Ростуризма, запустившийся в 2017 году. Задачей проекта является подготовка и продвижение перспективных гастрономических брендов, чтобы на их базе формировать туристский продукт каждого региона, тем самым укрепляя его имидж на международной арене.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм с каждым годом становится всё популярнее. Существуют различные виды туризма, появляющиеся со временем. Недавно на туристском рынке зародился гастрономический туризм. Цель данного вида туризма – познакомиться со страной или регионом посредством национальной кухни. Гастрономический туризм – явление абсолютно новое, впервые внедрилось, как отдельный вид туризма, чуть больше двадцати лет назад. Тем не менее, гастрономический туризм активно набирает обороты и становится популярным. Развитию данного вида туризма способствуют организации и ассоциации, специализирующиеся на гастрономическом туризме, такие как, Ассоциация гастрономического туризма России, Ассоциация культурно-гастрономического туризма или же ассоциация мирового уровня – Международная Ассоциация гастрономического туризма.

В работе автор использовал определение гастрономического туризма, которое внедрил Эрик Вульф, основатель Международной Ассоциации Кулинарного туризма. Он сказал, что гастрономический туризм – это поиск и наслаждение уникальной, незабываемой едой и напитками».

В данной работе автор проанализировал проблемы и перспективы развития гастрономического туризма. Для определения проблем и перспектив автор рассмотрел разного рода интервью, данные членом экспертного совета по гастрономическому туризму Всемирной туристской организации ООН Леонидом Гелибтерманом и Председателем Ассоциации кулинаров «Вкус Мира РУС» Владимиром Олейниковым. Проблемами являются: высокие цены на транспорт, для передвижения по стране, и на сами гастрономические туры, так как эта сфера туризма недостаточно развита, неразвитая инфраструктура страны, нехватка средств размещения или вовсе их отсутствие в некоторых отдалённых от центра районах страны. Перспективами же являются: популяризация новых, ранее не изведанных районов России за счёт определения их гастрономической привлекательности, повышение интереса туристов к фестивалям гастрономического характера, появление рабочих мест для населения, сохранение экологии страны, повышение числа здорового населения страны, продвижение фермерской продукции.

Задачи курсовой работы решены методом анализа информации, представленной в учебных пособиях, книгах и интернет – ресурсах. Цель данной работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132 от 24.11.1996 (посл. изм. 02.12.2019)

2. ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. Дата введения: 01.01.2016 г. Переиздание – Март 2019 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107325

3. Закон РФ от 02.07.1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей", последние изменения 18.07.2019 года

4. ГОСТ 32611-2014 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" от 26.03.2014

5. Соколова М. И. История туризма: учебник / М. И. Семин – М.: ИЦ Академия, 2017. – 269 с.

6. Фельдман И.А. Атлас кулинарной мудрости: энциклопедия. М: Центрполиграф, 2014. 720 с.

7. Матюхина Ю.А. Индустрия туризма: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2016. 312 с.

8. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 252 с.

9. Кляп М.П. Шандор Ф.Ф. Современные разновидности туризма: Научн. пособие. - М.: 2011. 334 с

10. Драчева Е.Л., Христов Т. Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы. 2015. №3. С. 46.

11. Похлебкин В. В. Национальные кухни наших народов. М.: Центрполиграф, 2010. С. 15-28.

12. Нехаева Н. Е., Терехова Ю. С. Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России / сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции «Естественные и математические науки в современном мире» /Н. Е. Нехаева, Ю. С. Терехова. Новосибирск: СибАК. 2015. 82- 87 с

13. Королева И. С., Маркова И. Д. Инновационные виды туризма / Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции / И. С. Королева, И. Д. Маркова. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2015. 22 с.

14. Понятие гастрономического туризма. Виды. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/gastronomicheskiy-turizm.html

15. Официальный сайт туристского портала ТурСтат. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://turstat.com/

16. Интервью Леонида Гелибтермана «Сила Росси – в неповторимом разнообразии кухни» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/05/26/gastrotourism/

17. Гастрономический туризм в городах России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tour-poisk.com/articles/443-gastronomicheskiy-turizm.html

18. Гастрономический туризм в России. Проблемы и перспективы развития. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://welcometimes.ru/opinions/gastronomicheskiy-turizm-v-rossii-perspektivy-razvitiya

19. История гастрономического туризма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://thunter.ru/novosti/vsyo-chto-vi-hoteli-znat-o-gastroturizme

20. Балынин К.А. Аспекты диверсификации гастрономического туризма [Электронный ресурс] // Электронная библиотека КиберЛенинка // Журнал Сервис в России и за рубежом 2017 г. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru

21. Буценко Е.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме. Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95396.htm

22. Интернет-справочник «Тонкости туризма» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tonkosti.ru

23. Официальный сайт Ассоциации гастрономического туризма России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80ag3bh.xn--p1ai/

24. Официальный сайт Ассоциации культурно-гастрономического туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gastronomicassociation.ru/

25. Официальный сайт туроператора «Дельфин». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.delfin-tour.ru

26. Официальный сайт туроператора «Трэвел Хантер». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://thunter.ru

27. Официальный сайт туроператора «Магазин путешествий». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.magput.ru

28. Официальный сайт туроператора «Созвездие». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.sozvezdie-tour.ru

29. Проект «Гастрономическая карта России». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azgaz.ru/gaz-world/news/russian-gastronomic-map/

30. Гастрономическая карта России. Новости. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/20190402/1552305573.html

31. Кухня Москвы и Московской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://best-trip4you.ru/kukhnya-moskvy-i-oblasti

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Результаты интернет-голосования «Лучший гастрономический регион России».

Приложение 2. Гастрономическая карта России.

-2