У каждого поколения есть свои сказки, свои истории, на которых они росли. Я ничего не могу сказать против современных ярких, с красивыми спецэффектами фильмов как наших, так и зарубежных. Уверена, как и всё, они пройдут (или не пройдут) проверку временем, и многие из них станут такой же классикой как и многосерийный фильм, о котором пойдёт речь.
Для начала я хочу рассказать немного о человеке, который создал «Фантагиро». Ламберто Бава - итальянский режиссёр, актёр, сценарист и продюсер. Свою деятельность он начинал с ужастиков, сначала в качестве помощника режиссёра. В 1980 году он снял свой первый фильм «Макабро», а за следующие десять лет ещё несколько: «Головоломка из тел», «Демоны» (3 части), «Кровавя акула». Но в 1991 году он снимает свою первую сказку для телевидения. «Фантагиро» - не единственная работа, ориентированная на семейный просмотр. Бава снял такие сказки как «Кольцо дракона», «Ализея и прекрасный принц», «Принцесса и нищий», а также приключенческий мини-сериал «Пираты» (или «Caraibi» в оригинале).
Название: «Фантагиро»/ «Пещера золотой розы» («Fantaghirò»)
Количество серий: 10 по 90 минут
Жанр: фэнтези
Год выпуска: 1991 – 1996
В главных ролях: Алессандра Мартинес («Отверженные» (1995 год, реж. Клод Лелуш), «Королева и кардинал»)), Ким Росси Стюарт («Ключи от дома», «Красное и чёрное»), Анхела Молина («Разомкнутые объятия», «Анна Каренина» (мини-сериал, 2013 г)), Марио Адорф («Снежное чувство Смиллы», «Тот же, но совсем другой»), Урсула Андресс («Доктор Ноу», «Казино «Рояль»), Бриги́тта Ни́льсен («Рыжая Соня», «Рокки 4»), Николас Роджерс («Пираты», «Принцесса и нищий»)
Мне было лет пять, когда этот сериал транслировали по телевизору. Смотреть в то время было особенно нечего, особенно – в деревне, где нормально показывали только два канала. Сам сюжет практически не запомнился. Только говорящие овощи и злой волшебник Тарабас, который превращался в жуткое чудовище. Меня он реально пугал, но и, одновременно, вызывал жалость. Ещё запомнились титры, пробегающие на фоне замка и звучащая в них песня. Детская память очень избирательна и достаточно обрывочна, но «Фантагиро» я запомнила на многие годы.
Второй раз она попалась мне на глаза спустя лет десять, уже в подростковом возрасте. «Хм… и чего тут было пугаться?» - спрашивала я себя, глядя на простенькие спецэффекты, убогий грим и бесконечные ляпы. Однако от экрана не отошла. Ибо, несмотря на все минусы, сама по себе история осталась такой же интересной.
Третий раз я решила вспомнить детство, участь на четвёртом курсе. Теперь-то не надо было выуживать трансляции по телевидению. И найдя все части, я приступила к вдумчивому и неспешному просмотру. «Хм… а король Ромуальдо тоже ничего!» - приглядевшись, решила я.
За основу сюжета первой части взята старая итальянская легенда о принцессе, которая выдавала себя за рыцаря. Дальнейшие приключения Фантагиро, как я понимаю, уже выдумка сценариста плюс кое-какие народные предания.
Вполне объяснимо, почему многим так нравится эта сказка. Во-первых, она довольно оригинальна в плане сюжета. Это только с виду "Фантагиро" представляется обычной сказкой, но ведь стоит копнуть глубже, и на свет вылезает множество интересного. Отношения отцов и детей, мужей и жён, роль женщины в мире мужчин, вопросы, остающиеся актуальными на протяжении всей человеческой истории. Да и персонажи не плоские, и даже в самом дурном злодее здесь находится частичка доброты, а главные герои не всегда ведут себя хорошо.
Во-вторых: сама Фантагиро – смекалистая, отважная и весьма привлекательная особа, которая не даст никому ни себя, ни родных в обиду. Не просто принцесса, ожидающая, когда её спасут, а истинная защитница своего народа.
Декорации, конечно, не ровня современным, выглядят порой словно взятые напрокат в областном театре. Но вот многие натурные съёмки радуют глаз. Кстати, в качестве замка принцессы Фантагиро был снят настоящий замок тринадцатого века - Пернштейн (чеш. Pernštejn), прозванный «Мраморным». Это фамильное гнездо моравско-чешского аристократического рода Пернштейнов, которое находится примерно в 40 км к северо-западу от Брно в Моравии.
Ещё одним достоинством является актёрский состав. Алессандра Мартинес – настоящая хулиганка с горящими глазами, стройная, изящная, грациозная (в прошлом балерина, как-никак), Ким Росси Стюарт отлично смотрится в роли молодого короля. Главный злодей третьей части – Тарабас - загадочный и зловещий, выглядит очень даже прилично для чёрного колдуна. Во всяком случае, смотрелся в то время, когда фильм вышел. Про колдуний и говорить нечего: настоящие гранд-дамы, правда, со странными причёсками. Остальные актёры тоже на своих местах, и хотя иногда их игра гротескна, но ведь это – сказка, а не глубокий психологический триллер.
Самый главный минус (и это не только моё мнение) – пятая часть, испортившая всё впечатление. Нет, она не хуже остальных по качеству, её тоже интересно смотреть, но она лишняя. Оставлять Фантагиро в чужом мире, да ещё влюбить её в какого-то левого типа… удар прямо в сердце. Сотворили из принцессы какую-то предательницу.
Конечно, сейчас «Пещера золотой розы» выглядит слишком просто. Глаз режет кукольность гуся, который помогает героине, и огромных червяков, живущих в подземелье Кселесии. Бутафорские камни, сделанные из фанеры каменные стены, незатейливые костюмы. А самым чудесным являются волосы главной героини, способные отрастать за считанные минуты. Но всё это не мешает, а наоборот, добавляет особого шарма. Такие сказки, как самодельные свитера – кое-где торчат нитки, петельки не такие ровные, но от них веет теплом того, кто его связал.