Найти тему
HM

Последствия войны в Нагорном Карабахе для Грузии и грузино-российских отношений

Кроме Турции и Азербайджана все остальные региональные страны в долгосрочной перспективе оказались в проигрыше, в том числе и Грузия. Если, конечно, не произойдет, что-то что изменит ситуацию в пользу армян.

Азербайджанские и турецкие СМИ и власти, а также представители армянских властей уже говорят о разблокировке коммуникаций между Арменией и Азербайджаном и, в будущем, Арменией и Турцией. Решение об открытии границ было прописано в совместном договоре о прекращении огня, заключенное 9 ноября 2020 года между лидерами Азербайджана, Армении и России. А сегодня, 11 декабря 2021 г., ими же на встрече в Москве было принято решение о создании трёхсторонней Рабочей группы, которая займется непосредственно вопросами разблокировки экономических и транспортных связей. В связи с этим у Грузии возникают следующие перспективы:

  • перенаправление и уменьшение объема транспортных потоков из Азербайджана в Турцию (как и обратном направлении), проходящие ныне по грузинской территории, через территорию Армении

Турция и Азербайджан уже начали подготовку к строительству ж/д путей к границам, соответственно, Нахичевани (находится под протекторатом Азербайджана) и Армении.

  • перенаправление и уменьшение объема транспортных потоков из Армении в Россию (как и в обратном направлении), проходящие ныне по грузинской территории, через территорию Азербайджана и, как следствие, уменьшение зависимости Армении от транзита через Грузию

Это означает, что навязывать Армении транзитные пошлины Грузия уже так свободно не сможет. Интересно, что поступила информация об оптимизации и благоустройству в 2021 году единственной автомобильной дороги, соединяющей Армению и Россию через Грузию. Очевидно, власти Грузии понимают к чему все идет и ведут улучшение инфраструктуры для армянских и российских перевозчиков.

  • уменьшение потока инвестиций в грузинскую экономику

Сейчас перед азербайджанскими властями стоит сложная и требующая огромных затрат задача по заселению захваченных территорий. Это означает, что те средства, которые шли на проекты в различные страны будут направлены для интеграции данных территорий.

-2
  • уменьшение зависимости Турции и Азербайджана от транзита через Грузию

Если предыдущие пункты касались экономики, то этот уже о политике. Грузия теряет хоть какой-то козырь в отношениях с Баку и Анкарой. А это означает попадание в еще бОльшую зависимость от турко-азербайджанского тандема. Ослабление значимости Грузии для турко-азербайджанского тандема приведет к развязыванию рук Анкары в отношении Абхазии. Уже сегодня между абхазскими и турецкими властями существуют неофициальные контакты. Наиболее значимым в абхазо-турецких отношениях является визит в апреле 2011 года резидент Абхазии Сергея Багапша в Турцию, где он провел ряд деловых встреч для обсуждения вопросов двустороннего сотрудничества. Кроме того в Турции абхазская диаспора насчитывает от 300 до 500 тысяч человек. На фоне статуса Абхазии и численности всего населения (около 245 тысяч) это серьезный фактор влияния, которой Анкара непременно воспользуется для отрыва Сухума от Москвы.

  • увеличение внимание азербайджанских властей на положение азербайджанцев в Грузии

Победа турко-азербайджанского альянса в войне против армян, безусловно, увеличит число сторонников пантюркизма среди грузинских азербайджанцев, что в конечном итоге приведет к дестабилизации межэтнического мира в Грузии и использованию азербайджанского фактора во внутригрузинской политике. Уже сегодня азербайджанцы открыто заявляют, что Тбилиси являлся азербайджанским городом. А грузинские эксперты бьет тревогу в связи с трактовкой событий в учебниках по истории, которые поступают в азербайджаноязычные школы из Азербайджана.

Все это в комплексе даст ослабление грузинской экономики и политики. Властям Грузии придется искать альтернативные источники роста экономики. А таковой является только Россия. Тбилиси придется начать углубление сотрудничества с Москвой, чтобы хоть как-то противостоять турецкому влиянию.