Виридиана
Viridiana
1961, режиссер Луис Бунюэль
Послушница в монастыре ожидает пострига. За несколько дней настоятельница предлагает Виридиане (Сильвия Пиналь) навестить дядю, который написал, что не может приехать, что стар и хочет видеть племянницу у себя в гостях.
У Виридианы какие-то не очень приятные воспоминания, связанные с дядей. Но на нее оказывается давление, и она подчиняется.
Дядя (Фернандо Рэй) когда-то был женат на ее тете, но той не стало прямо в день свадьбы.
Он живет в большом доме один с прислугой и принимает племянницу благосклонно. Правда, его просьба надеть на себя свадебное платье тетки настораживает девушку, но она решила доставить дяде это небольшое удовольствие.
Опоив девушку зельем, этот странный товарищ совершает некие не то чтобы всерьез осуждаемые, но не совсем приличные действия - но что-то его останавливает.
Проснувшейся с головной болью Виридиане сообщают, что в монастыре ей теперь делать нечего - она опозopена, но впредь ей обещана безбедная жизнь с любящим дядюшкой.
Девушка в смятении, бросается прочь, но теперь информация в корне меняется, ну шантаж, подумаешь... Виридиана еще быстрее собирается и бежать. На вокзале ее поворачивают обратно - в поместье беда, и она с готовностью берет на себя косвенную вину.
Для искупления своего, как ей мнится, греxа Виридиана учреждает в поместье приют для нищих. Эти жутковатые на вид люди работают за еду, молятся и делают вид, что благодарны благотворительнице. Приехавший сын дяди также не возражает, хотя и не приветствует.
Но стоит хозяевам уехать на денек по делам, как прикормленная голытьба проникает в дом, накрывает себе роскошный стол на господской скатерти, готовит барашка, вытаскивает запасы из погреба, хмелеет и начинает плясать, бить посуду и прочее.
Изредка повторяя - ачотакова, мы потом уберем, нельзя же помереть, не отведав роскоши.
Вакханалия достигает апогея. Под предлогом коллективного фото на память одна бомжиха выстраивает всех по одну сторону стола, блестяще имитируя тайную вечерю, а вместо фото совершает очередное непотребство.
Во главе стола сидит слепой. Вокруг пляшет прокаженный, кутаясь в фату тетушки.
Красной нитью через сюжет проходит детская прыгалка. Она служит для детских игр, потом для сведения счетов с жизнью, потом опять для игр, потом для самообороны...
Но я заметила одну интересную деталь. По сюжету - одна и та же прыгалка. А снимались как минимум две разные :)
А терновый венец летит в огонь. Горит, но не сгорает.
К чертям летят в огонь все попытки улучшить мир.
Виридиана хотела быть доброй, но дозировать доброту не получилось.
Она им даже не рыбу давала, но удочку. А им была нужна рыба, сливки, кружевная скатерть, сама Виридиана - не в роли хозяйки и наперсницы, отнюдь.
Фильм Бунюэля снят в родной Испании - после того, как он много лет мог снимать только в Мексике, был под запретом франкистов.
Он ставит под сомнение святость кaтолических ценностей, противопоставленных естественности жизни. Критики сочли, что режиссер погружается в темные пучины безнpaвственности, это одновременно и разрушает, и питает его талант.
Фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале. А вот испанская премьера состоялась только через 15 лет. Зато теперь фильм считают главным произведением испанского кинематографа.
Но, если честно, мне было довольно неприятно смотреть его, особенно вторую половину. Видимо, и в этом - проявление таланта, он и хотел этого добиться.
ps. все скриншоты мои
*************
А вы смотрели этот фильм? Что думаете про него?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.