Здравствуйте, друзья. Вдумывались ли вы в смысл этого приветствия? "Здравствуйте" - это ведь пожелание здоровья. То есть, люди, с очень давних пор, при встрече, начинали разговор с демонстрации благих намерений и дружелюбия (это логично). Неважно с кем сталкивались наши предки - с другом или с незнакомцем - самый нейтральный вариант для начала беседы будет именно таким.
Почему? Потому что здоровье - самое большое богатство для любого, вне зависимости от эпохи, расы, пола, возраста или достатка. Именно по этой причине, 2020 года стал одним из самых тяжелых за всю историю для всей планеты. Пандемия внезапно захлестнула весь мир. Десятки миллионов заболевших, сотни тысяч умерших. Коронавирус стал настоящей чумой 21 века, бедствием, которому нет равных.
Прямо сейчас, пока я пишу статью, ковид продолжает бушевать. На борьбу с ним брошены все силы, лучшие умы человечества разрабатывают вакцину, простое население сплотилось перед лицом беды, как никогда. Я ни на секунду не сомневаюсь, что вирус будет побежден и мы все сможем вздохнуть спокойно. Но что если я скажу вам, что еще в 2011 году был выпущен фильм, который предсказал нынешние события?
Заражение. Год - 2011. Страна - ОАЭ, США. Слоган - «Скоро мир будет инфицирован». Режиссер - Стивен Содерберг. Оценка Кинопоиска - 6.510. Оценка IMDb - 6.7
Удивительно, но даже слоган можно назвать пророческим. Не иначе как Стивен Содерберг - ясновидящий. Иначе, как объяснить такое точное попадание в события 2020 года? На самом деле, все довольно просто. Маэстро взял за основу события 2003 года. Многое уже забыли, но ведь коронавирус далеко не первая и, скорее всего, не последняя вирусная угроза человечеству. И далеко за примером ходить не нужно.
В 2003 году мир охватила паника, связанная с вспышкой атипичной пневмонии. Болезнь казалась очень серьезной и пугающей. Темпы распространения и уровень смертности были угрожающими. К счастью, все необходимые меры были вовремя приняты и вирус был побежден. Была заплачена высокая цена, но распространие было полностью остановлено. Мир был спасен.
И вот, в 2011 году, Содерберг, который вообще славится своим нестандартным творческим подходом ко всему, решает снять картину в духе "а что если бы все было еще серьезнее". Идея кажется всем весьма удачной. Еще бы, ведь с момента последнего заражения прошло уже несколько лет и никто бы не обвинил авторов в нарушении человеческой этики. При этом, в памяти масс новость еще была свежа и любопытна.
Идеальные условия для съемок - уже не "не красиво", но еще интересно людям. Настолько идеальные, что режиссеру удается уломать на участие в произведении множество видных звезд Голливуда. Среди них - Мэтт Дэймон, Лоренс Фишбёрн, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу и другие. Далеко не каждый блокбастер может похвастаться таким кастом, но это особый случай.
Здесь, ключевым инструментом для привлечения актеров был социальный посыл. Содерберг активно продвигал идею о том, что люди начинают забывать печальный опыт, который всему миру преподала эпидемия. Он утверждал, что публике нужно напомнить о том, какая страшная угроза минула и что она может повториться. Он пытался предупредить человечество о том, что нельзя забывать о подобном.
Многие восприняли кино легкомысленно. Все видели в нем возможность развлечься, поглазев на то, что не так давно было кошмаром наяву. Но как же, в итоге, был точен посыл фильма. И насколько пророческими были предупреждения его создателей. Как видите, дар предвидения тут не причем. Но дальновидность и аналитическое мышление сценариста отрицать бессмысленно. Но давайте обо всем по порядку.
Итак, начнем с жанра картины. Правильнее всего, определить его, как научно-фантастическая драма с элементами триллера. Причем, необходимо сделать ударение на слове "научно". Редко когда я видел такой уровень скрупулезности в подходе к деталям. "Заражение" активно эксплуатирует медицинскую тематику (не мудрено, ведь фильм о пандемии). Казалось бы - ничего нового, но не тут то было.
Давайте вспомним, до какой степени углубляется в медицину среднестатистический фильм о болезнях. Красивые люди в белых халатах с умным видом ставят кому-то диагноз с первого взгляда. И все - на этом раскрытие специфики заканчивается. Но не здесь. "Заражение" - по-настоящему интеллектуальная, точная в трактовании, серьезная картина. Ничего не ушло от пристального взгляда Содерберга.
Врачи в кадре - настоящие профессионалы. Не всегда на них белые халаты, не всегда они во всем правы, не всегда они делают свою работу безупречно, не всегда они сами вне опасности, но они делают то, что должны, не смотря ни на что. Тут нужно отдать должное актерам. Звезды они и в Африке звезды, снимаю шляпу перед их игровым мастерством. Врачи, действительно, завораживающе убедительны и реалистичны.
Еще большее уважение испытываешь, когда осознаешь, что именно от этих людей в буквальном смысле зависит судьба человечества. Нигде больше я не видел столь досконального изображения борьбы, которую ведут эти святые люди. Как им тяжело, какие титанические усилия они прилагают, какой груз ответственности несут. Все это вы увидите и узнаете здесь. Без прикрас и преувеличений.
Если вы думаете "врачам, наверное, трудно", то просто посмотрите этот фильм и вы поймете насколько им по-настоящему трудно. Они каждый день рискуют жизнью ради нас. Но кино не только об этом. Оно не было бы настолько гениальным, великим и уникальным если бы не главная "фишка" - глобальность. Содербергу удалось показать в пределах двухчасового хронометража весь механизм протекания эпидемии.
От зарождения нового вируса, до его излечения. Каждый этап, каждая мелочь, каждая пройденная веха - все здесь учтено и наглядно изображено. Вот летучая мышь берет в рот кусочек банана и залетает в помещение, где содержат свиней. Вот кусочек падает на пол и одна из свиней ее съедает. А вот уже эту свинью готовят в одном из ресторанов. Именно так начинается пандемия в фильме.
Разумеется, никто уже точно не скажет, как возникла атипичная пневмония или коронавирус, но не в этом суть. Суть варианта показанного в фильме, заключается в том, что наиболее опасные штаммы болезней могут возникнуть в следствие абсолютно случайного неконтролируемого события. Особенно, если какой-то возбудитель переходит между разными видами. Дело в том, что в новом носителе вирус может мутировать.
Поражает, что авторы даже угадали место - Китай. Ничего мистического в этом опять же нет. В конце концов, первые случаи заболевания атипичной пневмонией также были в Китае. Но и Китай не нужно ни в чем обвинять. Причина того, что именно там происходит подобное - в том, что в этой стране наиболее высокая плотность населения в мире, при не самых лучших санитарных условиях. Соответственно и вероятность выше.
Далее, все развивается очень стремительно. Американка жмет руку тому самому повару, который готовил злополучного поросенка и заразившись едет домой. Здесь нам показывают то, как может распространяться вирус. Банально, но очень важно. Ну и, конечно же, все летит к чертям. Вирус начинает распространяться, люди гибнут, человечество впадает в панику, ВОЗ всеми силами и любыми способами ищет вакцину.
Стоит отметить, что спасительный препарат в фильме сделают на основе антител мужа той самой первой американки. У него обнаружились антитела. Способ создания вакцины на основе выделенных антител - реален и имеет место быть в мировой практике. Именно таким способом была искоренена атипичная пневмония. Но в случае с коронавирусом, ученые пошли другим путем, насколько мне известно.
В любом случае, безумно интересно наблюдать за действиями ВОЗ. Ученые не только исследуют вирус, его природу, сильные и слабые стороны - они пытаются воссоздать всю картину целиком, сложить паззл. Им необходимо найти нулевого зараженного,чтобы найти изначальный штамм вируса. Им нужно узнать точное место появления, проследить географию и скорость распространения болезни.
Все это необычайно важная информация для создания действующей вакцины. Параллельно с этим, ведутся активные поиски людей с иммунитетом. Одновременно следить за множеством линий повествования, видеть весь образ целиком - невероятно увлекательно. Все, что вы видите на экране имеет значение, все здесь сыграет свою роль. Не будут обойдены стороной даже социальные аспекты.
Например, спекуляции на тему заражения. Блоггеры, нерадивые журналисты и просто мошенники пытаются нажиться на горе всей планеты. Это низко, мерзко и ужасно, но это правда. Именно это мы видим сейчас в жизни и можем увидеть в фильме. Такую невероятную точность во всем, картине придает колоссальная работа, к которой были привлечены настоящие специалисты в различных областях.
Главный консультант произведения - Йен Липкин - профессор эпидемиологии из Школы управления здравоохранения им. Мейлмана при Колумбийском университете. Помимо него, в процессе съемок принимали участие практикующие врачи, психологи и социологи. Множество точек зрения и ракурсов из разных стран сплетаются в единую драму прямо на ваших глазах. Ни один аспект при этом не проседает.
Во всех смыслах гениальное и во многом пророческое кино о том, как опасны вирусы и как тяжело с ними бороться. Обязательно посмотрите его и многое из происходящего в мире станет вам понятнее, а что-то и вовсе откроется под новым углом. Наличие множества сильных эмоциональных моментов придает картине дополнительные острые нотки и делает просмотр еще более запоминающимся.
Спасибо за внимание и не болейте!
Фильмы ужасов с самыми колоритными призраками.
Фильмы, в которых люди не осознают, что уже стали призраками.
Фильмы с шокирующими концовками.