История Carnevale di Venezia уносит нас древнейшим праздникам зимнего солнцестояния, к Сатрурналиям Древнего Рима, в Йолю кельтов и конечно же к русским колядкам. Общей чертой всех этих праздников являлось наличие тотемических масок, нарушение общественного порядка и отмена социальных ролей. Оргии и бесчинства на этих праздниках являлись способом опуститься до первородного хаоса, освободиться на время от строго и неукоснительного соблюдения порядка, раствориться в атмосфере безудержного праздника и веселья.
Сатурналии Рима
Прообразом современного нового года и венецианского карнавала одновременно можно считать праздник Сатурналий. В древнем Риме праздник Сатурналий проводился ежегодно 17 декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. В чем-то это было похоже на славянские Колядки. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать.
Только в период Сатурналий все становились равными друг другу, снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди могли надевать маски полностью скрывающие лица. Таким образом, никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе.
Сатурн, чье имя происходит от «Sator» - сеятель, правил на заре времен, в первом Эоне, который латиняне называли золотым веком, в райскую эпоху, когда все были свободны, когда не было никакой иерархии, и жизнь была блаженной, и живущие не знали о трудностях или страданиях.
Сатурналии была инсценировкой условий этого «священного мира» и «священного времени», райского правления старого козлоголового и ослоухого бога веселого беззакония, Святого Дурака. По сравнению со знаниями Дурака, высшей мудрости, которая лежит за пределами острова «причин», самодовольные «истины» искушенных мудрецов являются всего лишь поверхностными знаниями, смешной глупостью.
Во время Сатурналий шерстяные полосы, которые связывали образ бога в Храме Сатурна, ослаблялись, что обозначало его власть над миром, освобождение от ограничений профанного времени и мирского восприятия.
На самом эзотерическом уровне сатурнианский аспект Рогатого воплощает его роль как Повелителя Ночи Богов. Он тот, кто сеет семена всех форм в поле вечности, хозяин космического пространства и хранитель порога астральных сфер — Старый Бог, Повелитель Бесконечного Времени, который испытывает посвященного и ведет нас за пределы ограничивающих кругов пространства-времени.
Как гностический Повелитель Эона, Сатурн описывается Агриппой как:
отец богов... создатель тайного созерцания, уничтожения и сохранения всех вещей, опрокидывания силы и энергии, составитель и хранитель сокровенного...
В этом смысле сатурналии были предшественником Венецианского карнавала, во время которого происходила очень похожая временная смена социальных статусов.
Венецианский стиль
С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился – теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время на празднике, на котором дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – постепенно приобрели роскошный венецианский стиль.
Также немного сместилась дата проведения праздника. Карнавал стал проводиться ближе к концу зимы, в дни, предшествующие началу Великого Поста.
Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества – то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником».
Бывали и такие времена во время эпохи Барокко, когда карнавал фактически не заканчивался, а прерывался на время постов и сбора урожая. А уже с октября карнавальное веселье возобновлялось снова!
Когда стали праздновать карнавал
Точно известна дата основания Венеции: в полдень, в пятницу 25 марта 421 года. Спустя полторы тысячи лет город обрел четкие черты, расположившись на 118 островах, соединенных четырьмя сотнями мостов.
А вот когда состоялся первый именно венецианский карнавал, существует множество версий, главные из них три:
- Самая старинная версия гласит, что первый венецианский карнавал был проведен в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных хорватскими пиратами. Этому событию с современном карнавале уделяется много внимания.
- Согласно другой версии, в 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом. Во всяком случае, рост Венецианского могущества позволял проводить очень богатые и вычурные церемонии.
- Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. С тех пор во время бала-маскарада проходит два праздничное шествие, которое воспроизводит курьезный случай, произошедший в «жирный четверг» 1162 года, когда дож Витале II Микель праздновал победу над патриархом Ульрико Аквилейским и двенадцатью восставшими феодалами.
Быка и 12 поросят, символизировавших Патриарха и 12 восставших вассалов, выставляли на площади на всеобщее посмеяние, затем быку отрубали голову, и это зрелище было кульминационным моментом всего шествия. Кстати, отсюда пошла традиционная венецианская поговорка «отрубить голову быку», означающая «окончить дело раз и навсегда».
В 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили карнавал: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице. А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.
Что означает слово Карнавал?
Насчет слова существует две версии — католическая и народная. Согласно католической версии считается, что слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом», так как карнавал проводился в дни перед постом. В этой версии название схоже с русской масленицей.
Сами венецианцы считали иначе. Они переводили «карнавал» следующим образом: carrus navelis — «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie — старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.
Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы — мэрия оплачивает им роскошный круиз. А в конце праздника одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и в полдень летит над толпой с колокольни собора Сан-Марко в белоснежном платье (по традиции), прямо на главную площадь Венеции.
Как отмечали карнавал
Начиная с 13 века, дата проведения карнавала не была постоянной, а его завершение приурачивалось к Великому посту. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались оргии в не зависимости от чина и ранга, соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно. В фильме «С широко закрытыми глазами» можно увидеть отражение разгульной части венецианского карнавала, которые до сих пор практикуются но уже на закрытых вечеринках для элиты.
С течением времени венецианские маски, изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары.
По неписанным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: каждый мог делать всё, что ему вздумается. В те времена под масками строгих дам и благородных сеньоров часто скрывались простолюдины, а под видом простаков расхаживали знатные особы, что придавало карнавалу особенную интригу. Так как богатство и бедность скрывались под масками, любой простолюдин мог рассчитывать на внимание принцессы, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку, чего в обычной жизни не позволяли ему нормы приличия. Сапожник мог флиртовать с благородной дамой и наоборот. Маски тщательно хранили секреты своих хозяев…
Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март, и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.
XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания.
Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном. Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала.
Упадок и возрождение праздника
Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи. В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города.
Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал. В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь.
С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу. Даже в 2020 г карнавал состоялся и прошел с 8 по 25 февраля. Состоится ли он в 2021 г — это большой вопрос.
Венецианские маски и костюмы
С 15 века изготовлением масок занимались специальные мастера – «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.
У каждого maschereri имелось по несколько подмастерьев, которые занимались изготовлением отпечатков лиц – основы будущей маски.
Впрочем, любимая маска венецианцев — Маска Баута (итал. Bauta) — как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета — черный и белый. Белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица. К белой „личине“ — черный плащ. Эту маску обожали все — и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность.
Венецианская Дама (Dama di Venezia) – маска, олицетворяющая изысканную и томную красотку. Это образ соблазнительной титулованной венецианской дамы времен Тициана и периода Чинквеченто: великолепное платье, обилие драгоценностей, фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Данная маска крепилась лентами на головах владелиц, но также в ходу были маски с закрепленной на подбородке ручкой.
Моретта ( «Смуглянка» от итал. «la moretta», „Немая служанка“ от итал. «servetta muta») — женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). В Венецию она пришла из Франции. Название этой маски (по одной из версий) произошло от слова «мавр», который в венецианском диалекте означает чёрный цвет.
У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать. Эту молчаливость Казанова превозносил как достоинство, соблазнительность, манящую загадку: женщина без лица, голоса и отвечает только языком жестов.
Эти маски использовались не только для романтических свиданий, но и для ведения распутного образа жизни. Это привела к запрету повседневного ношения масок Моррета перед самым закатом Венецианской республики. Современные моретты редкость и изготавливаются исключительно на заказ.
Доктор Чумы (Medico della Peste) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от чумы. В период эпидемии чумы такую маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью. В средние века само появление «Доктора чумы» наводило ужас на жителей европейских городов. И старый печальный образ вестника смерти, так не вязавшийся с радостью Карнавала, со временем преобразился в свой антипод.
Вольто (Volto) – эта маска также известна под названием Гражданин (Citizen). За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане. Это самая «безликая» из всех масок, повторяющая овал обычного человеческого лица без каких либо особенностей или особых признаков. Простотой овала и типом крепежа данная маска похожа на Венецианскую Даму, то есть крепилась к голове лентами или имела на подбородке ручку.
Изначально маска имела белый или золотой цвет, без каких либо украшений. Относительно недавно маску Вольто стали украшать росписью, камнями, шнурами, блестками и тканями.
Кот (Gatto) – единственная анималистическая маска на праздниках в Венеции, которая приобрела огромную популярность. Кошки в Венеции долгое время ценились на весь золота – за хорошего кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам.
Джокер (Jester, Шут, Дурак, Буффон, Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар, женск. — Жоли, Jolli) — этот образ живет на грани между классическими масками и образами из комедии дель-арте. Джоер является также важным арканом картТаро, которые несомненно знали в Венеции.
Джокеры обычно носили костюмы, сшитые из разнообразных лоскутков ярких расцветок. Знаменитые треххвостовые уборы с бубенчиками на концах символизировали уши и хвост осла, который издавна был знаковым символом шутов и символом сатурналий. Другими яркими деталями образа Джокера были постоянный смех и поддельный скипетр, также известный как баубле или маротте.
В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, Пульчинелло, Педролино, Дзанни, Бригелл, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала.
Маска Коломбина полностью не прикрывает лицо, оставляя губы открытыми. Часто украшена золотом, серебром, хрусталем и перьями. Сначала маска была частью образа актрисы Коломбины в комедии дель арте. По легенде, женщина была такой красивой, что не пожелала скрывать все лицо, поэтому именно для нее создали эту маску. Впоследствии она стала очень популярной, потому что в ней было удобно есть и целоваться. Эта маска стала также популярна и во всем мире за удобство и универсальность.
В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку — Коломбину, из которой сыпется конфетти. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.
Читайте также:
- Единая древняя традиция народов мира >