Найти в Дзене
Rock Story

“78 дней в Бутырской тюрьме показались вечностью”. За что по приказу Сталина был арестован композитор Моисей Вайнберг

Сегодня вспоминаем о творчестве выдающегося советского и российского композитора Мечислава Вайнберга, более известного под именем Моисей. Его произведения имели огромный потенциал, который в полной мере был раскрыт только в новом тысячелетии. Музыка Вайнберга стала мрачным отражением эпохи двадцатого столетия, воплотившая всю красоту трагедии его жизни, даря слушателям гамму эмоций в каждой

Сегодня вспоминаем о творчестве выдающегося советского и российского композитора Мечислава Вайнберга, более известного под именем Моисей. Его произведения имели огромный потенциал, который в полной мере был раскрыт только в новом тысячелетии. Музыка Вайнберга стала мрачным отражением эпохи двадцатого столетия, воплотившая всю красоту трагедии его жизни, даря слушателям гамму эмоций в каждой ноте.

На фотографии: Иосиф Виссарионович  и Мечислав Вайнберг
На фотографии: Иосиф Виссарионович и Мечислав Вайнберг

Мечислав Вайнберг родился в Варшаве 8 декабря 1919 году. Там же окончил консерваторию по классу фортепиано. В 1939 году, после начала Второй Мировой войны, он потерял всю семью в лагерях и сам чудом сумел спастись бегством. Как рассказывал Моисей Самуилович:

"Во время того, как я пытался пересечь польско-советскую границу, произошел эпизод, в ходе которого я лишился своего польского имени. В суматохе при проверке документов меня спросили: "Фамилия, имя?" - Мечислав Вайнберг “Что такое "Мечислав"? Ты - еврей?” - “Еврей”. - “Значит, будешь Моисеем”. И он стал Моисеем.
На фотографии: Мечислав Вайнберг
На фотографии: Мечислав Вайнберг

Какое-то время он находился в Минске, там же поступил в консерваторию по классу композиции и инструментовки. После того, как в 1941 году Германия напала на Советский Союз, ему пришлось снова убегать и на этот раз он отправился в Ташкент.

Там Вайнберг познакомился со своей будущей женой, Натальей. Она была дочерью еврейского актера и режиссера Соломона Вовси и племянницей его брата, Мирона Семеновича Вовси, который в военное время был главным терапевтом в Красной Армии.

Спустя одиннадцать лет, в 1953 году, по приказу Сталина было развернуто громкое дело, которое в будущем стало известно под названием "Дело Врачей". Так, по стечению обстоятельств, Вайнберг, ставший членом семьи Вовси, попал в незавидное положение.

А теперь более подробно нужно рассказать о “Дело врачей-вредителей”. В газете “Правда” было сказано, что группа врагов народа стремилась вредительским лечением сократить жизнь советским политическим деятелям. В результате были арестованы лучшие люди советской медицины. В СССР ещё более усилилась диктатура МГБ, основанная на страхе и подозрениях. И многие уже знали, что “убийц в белых халатах” ждёт высшая мера социальной защиты.

Дело врачей” очень сильно ударило по семье Мечислава Вайнберга. На протяжении пяти лет он находился под круглосуточным наблюдаем МГБ. Возле дома всегда дежурили спецагенты, которые сопровождали Вайнберга везде, куда бы он ни пошёл.

На фотографии: отрывки газет и карикатура по “Делу врачей"
На фотографии: отрывки газет и карикатура по “Делу врачей"

Ночью 7 февраля 1953 года после очередного выступления Мечислава Вайнберга арестовали в собственной квартире. Музыкант был с Борисом Чайковским, его супругой и Николаем Пейко. Они сидели за столом. После полуночи кто-то позвонил в дверь, и стало ясно, что за Вайнбергом пришли. Его забрали неизвестные люди в форме, а потом в квартире всю ночь был обыск.

Вайнберга отправили в Бутырскую тюрьму или Бутырку, как её обычно называют. Жена композитора утверждала, что Мечислав был обвинён в “еврейском национализме” и его дело хотели подшить к “врачам-вредителям”. Но Вайнберга не сослали в лагерь, потому что свой личный “ГУЛАГ” у него случился в Бутырке, где он в течение 78 дней и ночей находился в “одиночке”. Чекисты не давали ему спать и всеми способами выбивали из композитора нужные показания. Он мог только сидеть. Лежать было запрещено. Ночью в глаза бил луч прожектора, поэтому о сне не было и речи.

На фотографии: Мечислав Вайнберг
На фотографии: Мечислав Вайнберг

Вайнбергу грозила высшая мера наказания. Но когда в марте 1953 года не стало товарища Сталина, это стало спасением для Мечислава Вайнберга и многих других узников ГУЛАГа. Сам Вайнберг считал, что он сидел в Бутырке не около трёх месяцев, а целых пять лет, и всё это время за ним неотступно следили сотрудники МВД. Вайнберга хотел спасти Дмитрий Шостакович и он даже написал письмо самому Берии. Шостакович ручался за Мечислава, зная его как честного человека и замечательного композитора, для которого главным в жизни являлась только музыка. Есть информация, что это письмо Берия лично передал следователю.