Тема родов довольно неплохо, на первый взгляд, представлена в живописи и миниатюрах, ведь сцену Рождества писали тысячи, если не десятки тысяч раз. Но это мужской взгляд на вопрос, а что осталось за бортом?
Подготовка к родам начиналась задолго до самого процесса. Если женщина была достаточно состоятельна, то она выбирала опытную акушерку, которая наблюдала её, а в назначенный день должна была незамедлительно прийти. Кроме приданного для младенца мать готовила ещё и документы, приводила в порядок счета и писала завещание. Несмотря на то, что самыми опасными считались первые роды, вероятность смерти в последующих оставалась довольно высокой, поэтому распоряжения старались отдавались заранее. Из сохранившихся духовных опубликованы в основном только принадлежавшие знатным дамам. Вот что писала Анна Мария Радзивилл перед родами:
«Во имя Бога Отца, Сына и Духа Святого. Аминь. Поскольку таков приговор Божий, что любой, в этом мире живя, непременно подлежит смерти, потому и я, Анна Мария Радзивиллова, конюшая великая литовская… гетмановна Великого княжества Литовского… при быстром разрешении моей беременности боюсь, чтобы мне по воле Божией не пришлось быстро дни мои закончить, как это у многих и в доме нашем бывало. А сейчас еще будучи в добром здравии и уме, это завещание составляю…»
Заранее готовилась комната, оговаривалось, кто из родственниц и соседок будет с будущей матерью в это сложный день. Как правило, все это были опытные, неоднократно рожавшие женщины, которые могли не только поддержать роженицу, но и помочь повитухе. Мужчины и дети могли быть зрителями только в очень бедных семьях, где не было места для уединения. В семьях, имевших несколько комнат в доме, обычно было передающееся по наследству родильное кресло. Такой важный предмет мебели мог быть частью приданного, а мог заказываться персонально, но чаще всего, передавался по наследству.
На протяжении столетий женщины рожали сидя, а повивальная бабка стояла на коленях перед ними. Акушерки получали образование при госпиталях и лицензию на право деятельности. Как минимум с XVI века в больших городах с магдебургским правом они входили в специальные цеха наравне с аптекарями или цирюльниками и давали клятву:
«Я клянусь, что буду посещать беременных женщин, нуждающихся в моей помощи в любое время дня и ночи, я дам им совет и помощь независимо от их финансового положения, чтобы спасти жизнь и поддержать здоровье матери и ребёнка. Я позабочусь о том, чтобы ребёнка не обменяли, не дам ребёнку умереть, а женщине потерять плод. В тяжёлых случаях и в опасности для жизни я тщательно буду выполнять приказы духовенства, врачей и хирургов, и не забуду окрестить ребёнка. Если власти позовут меня принять роды в тюрьму, я буду выполнять свои обязанности бесплатно. Я буду сообщать властям обо всех преждевременных и подозрительных родах, на которые меня позовут».
В идеале за несколько дней до планируемой даты родов женщина переходила в отдельный покой, где занавешивали окна, был камин, кровать, кресло и ванночка для купания младенца. Считалось, дневной свет очень вреден роженице. В трактатах по акушерству и родам сохранились рекомендации по процедуре: что делать если ребёнок плохо идёт, если роды затянулись, если началось кровотечение. Как правило, опытная акушерка могла справиться с большинством ситуаций. Если роды проходили благополучно, то акушерка занималась младенцем, в то время как другие женщины обмывали мать. Первые часы после родов женщине запрещалось спать, существовало поверье, что в первые часы духи могут подменить ребёнка.
После родов матери рекомендовалось оставаться в постели до двух недель, после чего можно было прийти в церковь и вернуться к обычной жизни. Вот такая история была у обычных родов без осложнений, когда мать и дитя были здоровы, а акушерка профессиональна. А ведь так было не всегда.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!