Найти в Дзене
Азат Нургали

Трагедия семьи Абдрахмана. Сепаратор. Часть первая.

Крепкое хозяйство было у Абдрахмана: две лошади, три коровы, 14 овец, гусак и три гнезда гусынь, кур более трех десятков. Земли тоже хватало, на обработку было четыре переезда земли. В начале 1914 года ждали пополнение, если будет сын, то царь-батюшка выделит еще один переезд земли.

Излишки Абдрахман продавал на ярмарках в городе и выручал неплохие деньги. А в летнее время, когда его коровы приходили к с табуна с полным выменем молока, надо было срочно делать катык и везти в город. Так как молоко быстро скисало ,то обрабатывать надо было его вовремя. В летнее время использовали ледник , погреб затаренный зимой льдом, куда ставили молоко, а потом сверху снимали сливки.

Как-то Абдрахман за обеденным столом поведал супруге Малике, что видел в деревне Платоновка сепарат, и как его называли его русские друзья сепаратор.

- Это железный чурбак с ручкой, на верхней части стоит ведро белого цвета, туда заливают тёплое молоко и медленно крутят ручку , в одну сторону текут густые сливки-каймак, в другую сторону обезжиренное молоко" -, описал чудо технику Абдрахман,- а из обезжиренного молока можно сделать катык или отдать телятам.

-Так давай купим!,-загорелась Малика.

- Ну наверное это штука очень дорогая,-ответил супруг, почесав затылок.

-Вон Нури-абзый купил белый серебрянный самовар, а мы что не сможем сепарат купить? - не унималась Малика.

Абдрахману и самому хотелось такое подспорье в хозяйстве. Пришли к тому, что после ярмарок и реализации излишек можно будет решить смогут ли эту идею осилить.

Мечтам Малики было суждено сбыться. Вот Абдрахман старательно крепит сепаратор к деревянной скамейке. Если бы они знали на тот момент какую злую шутку с ним сыграет этот сепаратор.

Начало 1914 года для Абдрахмана и его семьи началось с прибавления, в середине января родился четвёртый сын. Назвали его в честь деда Забир.

Малика вечером качая подвесную люльку с младенцем, пела задушевные колыбельные песни. Абдрахман подшивалов валенки, на весну готовил снасти, ремонтировал конскую упряжь. За работой, беседуя с женой, рассказывал , что царь наш, Николай, решил проучить немцев, что идёт война, и в соседней деревне Арсланово 9 человек были призваны на воинскую повинность в царскую армию.

"Дай бог чтобы на земле ,где мы живём, был всегда мир и покой", заключила Малика.

Но вскоре грянула революция и летом 1919 года Абдрахман добровольцем записался в красную армию в кавалеристы. Вместе со своим легендарным комдивом Василием Ивановичем Чапаевым они сражались против белогвардейцев, били Белочехов. Вернулся он домой в мае 1922 года.

Кроме шестилетнего Забира все узнали в бравом красноармейце отца, а Забир прятался за маму, но к вечеру он уже сидел на плечах Абдрахмана, изображая геройского кавалериста. Как гости разошлись, которые собрались по случаю возвращения их односельчанина, Абдрахман посмотрел на сепаратор спросил: " Ну что это чудо работает?"

- Да, радостно ответила Малика ,вообще здорово выручает, городские так любят деревенскую сметану. Я раз в неделю езжу в город. Да и соседям разрешаю пользоваться, а они каждый раз за пользование немного сливок оставляют.

- И ты берешь?-, нахмурив брови спросил Абдурахман.

-Ну я же сколько им говорю, что не надо оставлять, у нас своего хватает, они отвечают, что это гостиниц за пользование.

Жизнь тихонько начала налаживаться, старшие сыновья во всем помогали отцу. Абдрахман молча, с восторгом смотрел на их окрепшие руки, его сердце наполнялось радостью, что у него такая опора.

- В магазине говорят есть рафинад, заварка для чая, пшено -, начала Малика мужу, - только вход туда тем кто вступил в колхоз. Может и мы попробуем в колхоз ?

- Ты что, чтобы я с голодранцем Минияром в одной упряжке, и пожертвовать всем, что мы всю жизнь своим горбом наживали. Вот у старших двух сыновей пока ничего нет, дома строят только, семьями обзавелись, им надо помогать, а если колхоз это уравниловка , то не сможем помочь,- заключил Абдрахман.

Весной 1930 года, председатель колхоза Мустафа через калитку в приказном тоне сказал:

- Абдрахман, завтра собрание в здании школы, к 11 часам дня быть там. - Но я же не колхозник,- шутливо начал было Абдрахман. -Приказано быть всем ,районное начальство будет, отрезал председатель -Надо так надо,- пробормотал Абдрахман.

Народу на собрании было как никогда много. Начальство, первый секретарь РКБ начал свой доклад с того, что наша страна во главе с нашим вождем товарищем Сталиным идёт верным путем строительства социализма. Коллективизация села уверенно делает шаги.

- И вы, дорогие товарищи , члены колхоза "Урняк" делаете весомый вклад в дело коллективизации , но вместе с тем не все поняли, что будущее за пролетариатом! Кулацкое отродье нет-нет да поднимает голову , всячески противится коллективизации, более того, занимается бандитизмом и вредительством.Вы что думаете, среди вас нет таких элементов, недобитых буржуев.? - - Сейчас мы, пролетарии, хозяева нашей страны. Не бойтесь,скажите прямо их имена. И мы их прикончим раз и навсегда.

От ораторских речей в зале стало оживленно, люди начали между собой переговариваться, и тут послышался голос:

- Вот Шарип имеет 4 лошадей, 5 коров и еще полно у него живности, почему он не вступает в колхоз ?- все посмотрели в сторону говорившего, Миниара, который встал поправляя свой дырявый камзол.

- Вот ведь вот,- не унимался секретарь, -есть оказывается у вас элементы.

Но тут ситуацию разрешил председатель колхоза Мустафа, который приходился двоюродным братом Шарипу и был очень умен и хитер. Он поднял руку, чтобы народ успокоился и начал говорить:

- Товарищи, Шарип вчера написал заявление с просьбой принять его в колхоз со всем его имуществом. Но по регламенту процедура принятия в колхоз в конце собрания. Мне нужно будет ваше мнение по этому поводу, дорогие товарищи.

Бледный Шарит осознавая, что он на ниточке от гибели бормотал соседям:
- Написал же сам ещё, вчера еще.

- Значит у вас кулаков нет?- не унимался первый секретарь, товарищ Загидуллин.

- Как нет кулаков,- вскочила женщина по имени Замбия,- а мои соседи , Абдурахман и Малика. Они не первый год за счёт сепаратора кушают мёд да масло, совести у них нет совсем. Обдирают каждого кто у них сепарирует и с наглой улыбкой забирают часть сметаны. Эксплуататоры. Они и есть настоящие кулаки.

- Что скажешь Абдрахман?,- спросил товарищ Загидуллин.

- Я за советскую власть воевал, да я в жизни батраков не имел, я всё работы сам делал со своими сыновьями. А сепаратором пользовались все, кто желал. Сепаратор на свои кровные купил.

- Всё хватит,- зло сказал председатель. Ставлю на голосование, кто товарищи считает что Абдрахман враг советской власти и подлежит раскулачиванию.

Абдурахман который сидел в первом ряду с ужасом обернулся в зал, где увидел стопроцентное поднятие рук односельчан.

- Единогласно, против и воздержавшихся нет,- заключил председатель и тихо добавил,- на сборы - сутки.

На следующий день приехали на конной повозке трое военных, они были яловых сапогах, тёмно-синих брюках галифе и гимнастерке стойка воротник, на голове была фуражка с козырьком синего цвета и красным ободом. У двоих были винтовки трехлинейки, а у того кто постарше имелся пистолет в кожаной кобуре.

Старший опер подошел к жене Абдрахмана и грубо сказал:

- Тебе же ясно объяснили, что взять можно только один узелок, сменное белье, а ты тут набрала. Эту всю утварь лошадь не сможет потащить, что как невеста с приданым тут красуешься, берёшь один узелок и всё поехали, остальное достояние колхоза.

Две повозки тронулись в путь в сторону большака, на первой сидел старший народный комиссар и Малика с Абдрахманом.

На второй сидели с винтовками двое стража порядка и двое сыновей Абдрахмана Захит и Забир. Ещё двое сыновей женатых остались в деревне, с условием, что вступят вместе с жёнами в колхоз.

На выезде из деревне стоял Минияр, он окликнул Абдрахмана:

- Может кому что передать , ты скажи!

- Скажи всем спасибо! -, мрачно ответил Абдрахман.

Продолжение следует....