За последние месяцы, уже прошедшего года, от друзей слышала разные истории, связанные с колледжами. Сразу отмечу, что кто-то выбирает такой путь после девятого класса, чтобы обойти систему с ЕГЭ, а кто-то по роду выбранной профессии. Например, получая музыкальное образование- большинство проходит через музыкальные училища, а потом получают высшее образование. Нюансы, с которыми столкнулись семьи друзей, больше относятся к юношам, но есть и общие темы для всех. Окончание училища или колледжа у большинства приходится на 18-19 лет, если нет отсрочки от службы в армии, то поступление в вуз может быть проблематичным.
В одном случае не удалось сдать выпускные экзамены из училища и по весеннему призыву отправиться служить. В другом случае, буквально этим летом, в некотором смысле благодаря карантину, сыну подруги удалось завершить обучение в колледже и начать сдавать экзамены в Московскую Консерваторию. Вот, во время экзаменов они не успевали отвечать на все повестки и звонки, т.к. карантинные меры подвинули сроки весеннего призыва. Первое время они надеялись, что поступление в Консерваторию, даст отсрочку от службы, но единственное, что они успели после сданных экзаменов и зачисления на первый курс, это найти соответствующее своему профилю место службы. Хорошо ещё, что не потеряет место в институте и со следующей осени сможет вернуться на первый курс для продолжения получения образования.
А другая тема, которая касается и девушек, и юношей-это уровень образования в некоторых колледжах. Совсем недавно читала статью, что по многим современным направлениям появились продвинутые и интересные образовательные учреждения, логично, что новые запросы общества формируют новые колледжи. Когда общаемся с семьями, в которых родственники поступили в колледжи с техническим направлением, встречаются следующие примеры. Подруга поделилась впечатлениями от обучения племянника в техникуме, заданий для домашней работы толком не давали, контроль за обучением символический. Когда родители поинтересовались, почему отсутствуют задания и как отслеживаются знания учащихся, в ответ получили что-то вроде- если хотели напряжённо учиться, зачем из школы уходили...
В некоторой степени отношение к училищам или ПТУ, как было принято называть в прошлом веке, давно сложилось именно такое, что это что-то второсортное и не такое серьёзное, как вузы. На собственном опыте имеем другой опыт, как раз с подругой (которая рассказывала про племянника) учились в музыкально-педагогическом училище, когда в нашей стране шла перестройка, самое начало девяностых годов прошлого столетия. Качество обучения никак не пострадало в это непростое время, объёмы по предметам были огромными- каждое утро с восьми часов шли общеобразовательные предметы, вторая часть дня - музыкальные и педагогические дисциплины, вечером готовили задания на следующий день. Выходной был только в воскресение и то, всегда что-то готовили к понедельнику. Большинство выпускников нашего курса поступили дальше в высшие учебные заведения, а в последствии стали учителями музыкальных предметов, руководителями коллективов, преподавателями в вузах, певцами в театральных коллективах, композиторами и т.д.
Как и высшие учебные учреждения, колледжи все разные, естественно, важно, чтобы эти годы были не потерянным временем, а хорошей базой для получения выбранной специальности. Многое зависит от руководства и коллектива, которые выстраивают работу со студентами, поэтому необходимо заранее собрать больше информации о конкретном учебном учреждении, взвесить все варианты с призывами в армию и пересечениями с экзаменами. По современной ситуации многого предусмотреть невозможно, но опыт других может подсказать некоторые ориентиры и возможные трудности.