Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Бюст Нефертити: кого на самом деле изображает знаменитый артефакт

Оглавление

С момента своего обнаружения в 1912-м бюст древнеегипетской царицы Нефертити служит воплощением идеальной красоты и женственности. Артефакт стал символом Древнего мира и его утонченного искусства. Однако кое-что в истории обнаружения бюста и его исследования заставляет ученых задаться вопросом: что это – шедевр или искусная подделка? И действительно ли он изображает царицу Нефертити?

Культ солнца

Имя «Нефертити» в переводе означает «явилась прекрасная женщина». Она была женой фараона Эхнатона, правившего в Древнем Египте в XIV в. до н. э.

Фараон Эхнатон
Фараон Эхнатон

Об ее происхождении известно мало. По некоторым источникам, она могла быть уроженкой египетского города Ахмим. Согласно другим сведениям, она родилась в другой стране, возможно, в Сирии.

Неизвестно, и когда она стала женой Аменхотепа III, который позже назвался Эхнатоном. Считается, что когда они поженились, ей было всего 15. Вероятно, Эхнатон еще не стал тогда фараоном. Совместное правление их длилось предположительно с 1353 по 1336 гг. до н. э. У них родилось несколько детей: шесть дочерей и, вероятно, один сын. Дочь Нефертити позже стала женой Тутанхамона – сына Эхнатона от другой женщины.

Нефертити и ее супруг активно участвовали в становлении культа Атона – солнечного божества, ипостаси бога Амон-Ра. Проблема была в том, что в Египте традиционно существовал политеизм – поклонение множеству богов. А Эхнатон и Нефертити желали привести страну к монотеистической религии, в центре который был культ Атона. Себя и Нефертити фараон сделал первыми жрецами этого культа. Вместе с женой он удалился в новую столицу, им основанную, – Амарну, чтобы там без помех служить своему божеству.

Рельеф Нефертити и Эхнатона
Рельеф Нефертити и Эхнатона

Населению Древнего Египта такие перемены пришлись не по душе. После смерти Эхнатона и Нефертити государство вернулось к политеизму, а большинство артефактов, оставшихся после них, было уничтожено.

Нефертити была одной из известнейших и наиболее могущественных женщин в истории Древнего мира. Ее супруг очевидно ставил ее на одну ступень с собой по положению, рассматривал как равную. На рельефах Нефертити изображена в головном уборе фараонов, побеждающая своих врагов в битве. Несмотря на ее влияние, практически все изображения царицы были позже уничтожены. Ее бюст – лишь один из немногих артефактов, дошедших до наших дней.

Сокровище под песками Амарны

В декабре 1912-го группа немецких исследователей, возглавляемых Людвигом Борхардтом, обнаружила бесценное сокровище Древнего мира. Бюст Нефертити был изваян, как считается, скульптором фараона Эхнатона Тутмесом. Находка была сделана в районе Амарны и произвела настоящую сенсацию. Лишь спустя десятилетие ее успех был перекрыт обнаружением гробницы Тутанхамона.

Раскопки в Амарне
Раскопки в Амарне

Скульптура изображает молодую женщину с необычайно правильными и гармоничными чертами лица. Чистота линий подчеркнута легким макияжем. Это лицо вполне может оправдывать имя царицы. На ней надет синий головной убор с металлическими застежками: он не оставляет сомнений, что изображенная женщина принадлежала династии фараонов.

Бюст выполнен из известняка и гипсо-ангидрита. У скульптуры сохранился только правый глаз. Мнения ученых расходятся по поводу того, куда исчез левый. Одни считают, что он просто потерялся. Другие утверждают, что его и вовсе не было: из суеверия египтяне не стали вставлять второй глаз, чтобы не сделать скульптуру слишком похожей на живого человека. Однако против этой версии говорит то, что бюст – единственная «одноглазая» скульптура, найденная в Египте.

-4

На бюсте Нефертити, поразительно хорошо сохранившемся, заметен ряд сколов и повреждений, которые должны бы свидетельствовать о древности артефакта. Однако характер повреждений вызвал неожиданно много вопросов относительно подлинности бюста.

Шедевр или умелая фальсификация?

Из объекта преклонения бюст Нефертити вскоре превратился в предмет нескончаемых споров, которые идут по сей день. Поводом для скандальных обвинений в подделке послужила книга Анри Штирлина «Бюст Нефертити: обман египтологии?». Писатель утверждал, что артефакт вовсе не такой древний, как считалось.

Согласно ему, во время раскопок в Амарне группа археологов во главе с Борхардтом фальсифицировала открытие, поскольку в их распоряжении имелся весь набор минералов, которые могли пригодиться в создании пигментов для скульптуры. Да и известняк, из которого сделан бюст, встречается на территории раскопок практически всюду.

-5

При этом Штирлин утверждал, что Борхадт изначально не планировал никого вводить в заблуждение. Бюст, по его словам, был создан лишь в качестве манекена для демонстрации древнеегипетского ожерелья. Все изменилось, когда раскопки Борхардта решил посетить его императорское высочество. Археолог захотел произвести на принца Пруссии впечатление: показать ему, какое интересное открытие им удалось сделать, и продемонстрировать фальшивую скульптуру. Однако это был его просчет: кто мог знать, что «находка» обретет бешеную популярность?

Такой версии придерживается Штирлин. Как аргумент в свою пользу он приводит отсутствие левого глаза. Если Борхардт утверждал, что глаза не было изначально, то Штирлин возразил, что египтяне не могли сделать скульптуру одноглазой, поскольку они всегда изображали человека максимально похожим на оригинал.

-6

Также журналист обратил внимание, как обрезаны «плечи» скульптуры: это тоже выглядело нетипичным для древнеегипетского искусства. Наконец, он заявил, что моделью для бюста послужила жена Борхардта.

Аргументы Штирлина были оспорены многими учеными, заявившими, что на скульптуре нет ни малейших следов современных материалов. Более того, гипсо-ангидрит, использованный в отделке, еще не был известен в 1912-м. Согласно исследованиям, все материалы, примененные в изготовлении, были известны древним египтянам. А плечи обрезаны согласно амарнскому стилю, который только начинал складываться на тот момент истории.

Другие загадки

Как отмечено выше, характер повреждений кажется некоторым ученым подозрительным. У скульптуры сильно отколоты оба уха. Это странно: если бы на нее упало что-то тяжелое, то пострадало бы и лицо, а оно как раз находится в идеальном – даже слишком идеальном состоянии. Возникает вопрос: не были ли повреждения нанесены специально, чтобы придать скульптуре более древний вид? Уши вполне могли отколоться, если фальсификаторы роняли ее на пол.

У ученых, анализировавших бюст Нефертити с помощью современных технологий, появился еще один повод для сомнений. Дело, как ни странно, в его красоте. Изображенная женщина не просто прекрасна: ее лицо – совершенство в плане гармонии и пропорций. Измерения позволили установить, что симметрия черт безупречна. Однако человеческое лицо и тело вовсе не симметричны. Напротив, не существует человека, у которого обе половинки лица совпадали бы так, как у Нефертити.

-7

Этому, впрочем, можно найти объяснение. История знает множество примеров, когда художники и скульпторы приукрашивали внешность правителей, чтобы случайно не нанести оскорбление. Возможно, и скульптор Тутмес лишь взял за основу лицо Нефертити, но усовершенствовал ее черты, придав им безупречную гармонию. Лицо стало воплощением представлений египтян о женской красоте.

Есть еще одна загадка, связанная с бюстом. В Амарне была также найдена скульптура Эхнатона. Сложно не заметить между ней и бюстом Нефертити поразительное сходство черт. Возможно, скульптор хотел подчеркнуть, что считает фараона и его супругу двумя половинками единого целого.

Бюст Нефертити и бюст Эхнатона
Бюст Нефертити и бюст Эхнатона

Хотя многие факты указывают, что бюст – не подлинное изображение царицы Нефертити, он остается апофеозом древнеегипетской скульптуры, символом древнего искусства. С 1924-го бюст экспонируется в Новом музее Берлина.

________________________

Спасибо за внимание! Если понравилось - можно подписаться на канал и следить за обновлениями :)

Также читайте: