Сейчас в России проживает порядком около 150 тыс. евреев.
Но в конце прошлого века еврейская диаспора в империи была не просто самой крупной, а составляла 2/3 от общей совокупности этого народа.
Но почему были высоки эти цифры? И какие же процессы способствовали оттоку?
Причерноморье
Впервые евреи появились на территории Крыма. Их засселение некоторыми историками датируется 2-1 до н. э. Важной составляющей эмиграции в эти края служило присутствие греческих колоний.
Тамань можно было назвать одним из центров скопления еврейского населения.
Хазария
Когда-то кочевое государство, оно обосновалось в районе нижней Волги. Его местоположение - позволяла осуществлять транзитную торговлю через столицу - Итиль.
Много евреев переселялось из Персии и благодаря их влиянию хан Булан принимает иудаизм. Государство всячески способствовало развитию торговых отношений: это послужило толчком к оседлому способу жизни.
Но князь Святослав во второй половине 10 века разгромил Хазарию и это расстроило нынешний уклад, что привело к оттоку населения.
Ханаан
Разгром каганата вызвало новую миграционную волну, но уже на запад. Достоверно известно что торговля с евреями имела место быть, доказательством тому может служить наличие в Киеве Львовских ворот, раньше называемых Жидовскими.
В этот период выделяют три общины: Киевскую, Черниговскую и Владимиро-Волынскую.
Евреи Восточную Европу именовали Ханааном, а славянский язык - ханаанским.
Летопись упоминает, что в Киеве в 1069 году произошел погром, в результате которого были уничтожены еврейские дома и этому послужили причины экономические, а не религиозные.
Видимо погромы имели место быть не только в столице, но и во многих других городах.
А уже на съезде в Любиче евреям запрещено было находиться в Киевской Руси.
Важен один эпизод: ближайшими приближенными княза Боголюбского были представители иудеев из Хазарии, некоторые из которых входили в заговор, закончившийся для Андрея его убийством.
Татарского-монгольское нашествие сильно ударило по еврейским общинам и о них не упоминается вплоть до конца 15 века.
Запрет
Ересь, которая сочетала иудаизм и рациональное христианство, а их представителей назвали жидовствующими, появилась впервые в Новгороде в 1470 году в свите нового княза, Михаила Олельковича, благодаря ученому еврейского происхождения, Схарию.
Она имело немало поклонников среди верхов, и представляла угрозу для православной церкви. После долгой борьбы собором 1504 еретики были осуждены и с этим движением было покончено.
Иван Грозный пошёл дальше. Он запретил любое пребывание евреев на территории Московского царства, а любые товары из Польши не допускались.
После взятия Полоцка, по легенде, из-того, что местное население жаловалось на беспредел евреев, или потому, что они отказывались принимать христианство, 300 людей были утоплены в Двине.
Алексей Михаилович продолжал политику Грозного: из городов и земель, занятых во время войны с Речью Посполитой, евреи выгонялись, а любое их проживание, даже временное, возбранялось.
Во время Петра выкресты, крещенные евреи, входили в аристократию, но их количество было не велико.
Екатерина Первая в 1727 году распорядилась выселить всех евреев, в частности, из Малороссии, любая торговая деятельность запрещалась, одной из причин была религиозная.
Так продолжалось вплоть до 1772 года.
Раздел Польши
Всё изменилось в результате раздела Речи Посполитой. Еврейская община времена с доходила до 25% от общего количества населения Польши. Физически не было возможно подвергнуть выссылке народ.
Екатерина Вторая понимала важность городов как торговых центров, и издала указ в 1780 году, по которому евреев должны были приписать к купечеству или мещанству. В торговле они не ограничивались. Но это вызвало большое поступление жалоб от коренного населения,в которых евреи обвинялись в обманах, лжи и нечестной деятельности.
Потому указ 1791 года ввёл черту оседлости: за её пределами евреям запрещалость проживать на постоянной основе. Эта система существовала вплоть до революционных событий 1917 года.
В дальнейшем в России преобладала политика интеграции и главная деятельность была направлена на то, чтобы еврейская община стала частью российского общества, на устранение противоречий между ними и христианским населением. Это не означает, что притеснения прекратились, но политика государства приняло более рациональное русло. Даже черта оседлости не имела уже такую категоричность, как раньше.
Еврейская молодёжь активно принимала русскую культуру и поступала в высшие учеюнве учреждения.
Но резкий промышленный рост вызвал противоречия.
Погромы на юге
В 1881 году Александра Второго убивают. В прессе появились утверждения,что главными участниками покушения были евреи,и содержались намёки на будущие погромы.
Кровая расправа продолжалось вплоть до 1882: были разрушены десятки хозяйств, домов и убиты немало людей. Погромы охватывали порядком 166 городов.
Реакцией правительства стали "Майские указы", резко ограничивающие права еверйского населения.
Этот момент стал поворотным.
Исход
В стране насчитывалось не менее 5 млн. людей еврейского происхождения. Они проживали в основном в западных губерниях, но ввиду массового антисемитизма началась миграция населения за рубеж: до мировой войны уехало около 2 млн. евреев, в основном в США.
Вторая миграционная волна охватывала период упадка Советского союза, что в итоге привело ктому, что еврейское население составило не более 150 тыс. человек.
Таким образом...
Истоия еврейского народа в России имеет богатую историю.
Несмотря на противоречия, и во бывшее во многом отрицательное отношение населения к ним, в процессе ассимиляционных тенденций культурные традиции размывались.