Данная статья входит в цикл «Неизвестные концерты Queen», где мы рассматриваем выступления группы с двух точек зрения: внешней (то есть глазами поклонников) и внутренней, посвященной технической стороне шоу. Сегодня же мы вспомним концертное турне Queen, организованное в поддержку альбома «Sheer Heart Attack» (30.10.1974 -01.05.1975).
Тогда группа впервые отправилась в турне в качестве хедлайнера, что стало важным шагом в дальнейшей карьере Queen. Благодаря знаменитым шоу 19 и 20 ноября 1974 года в театре «Rainbow», а также фотографиям Ричарда Пола-Джонса мы можем судить о технических возможностях группы.
Осветительная установка
Установка состояла из 64 ламп, не считая прожекторов напротив сцены. 16 боковых огней установили на небольших светильниках, в то время как 48 основных приборов были разделены на четыре вертикальные группы.
Музыкальные инструменты участников Queen
Перкуссия
Барабанная установка
Ludwig 26 «x 14» бас-барабан.
Ludwig 14 «х 7,5» малый барабан.
Ludwig 16 «x 16» и 20» x 20» floor toms.
Ludwig 12” x 12” rack tom.
Meazzi 14” x 14” rack tom.
Zildjian 15” hi-hats.
Paiste 15”, 16” and 18” crash cymbals.
Zildjian 16” and 20” crash cymbals.
Zildjian 22” ride cymbal.
Бубен - неизвестный бренд.
Треугольник (Killer Queen) – неизвестный бренд.
Гитары
Электрические шестиструнные гитары
BHM (сделанная на заказ) – основная.
Gibson Les Paul Deluxe – запасная.
Усилители Vox AC30.
Укулеле-банджо (Bring Back That Leroy Brown).
Sheltone (на записи песни Брайан играл на укулеле-банджо фирмы Sheltone, но в турне использовал более практический и дешевый вариант, сделанный в Японии).
Бас-гитары
Электрические бас-гитары (основные).
Fender Precision 1965 (например, 10.12.1974).
Fender Precision 1968 (например, 08.12.1974).
Микрофоны
2000 ВТ RSE PA
Bison Echorec
Фортепиано
В зависимости от места проведения.
О концерте Queen 30 ноября 1974 года в театре «Palace» (Манчестер, Великобритания) сохранились воспоминания у поклонника группы Ли Унала.
«Честно говоря, я очень плохо помню тот концерт Queen в Манчестере. Остались лишь внутренние ощущения, которые я берег все эти годы. Это был 1974 год, настоящее царство глэм-рока. Тогда мне было всего девять лет, но я уже был знаком с такими группами, как Slade, The Sweet и Mud. Я просил родителей подарить мне новый сингл Mud «Tiger Feet», но мой старший брат предложил заменить его на «Seven Seas Of Rhye» молодой группы Queen. После некоторых раздумий я доверился мнению брата, который всегда был очень разборчив в музыке. В начале стиль Queen показался мне несколько тяжеловатым, но уже через несколько лет я полностью пересмотрел свои прежние взгляды.
Однажды брат предложил мне пойти на концерт Queen в поддержку их нового альбома «Sheer Heart Attack». Первое шоу турне тогда состоялось в моем родном Манчестере, в театре «Palace».
Первой на сцену вышла группа под названием Hustler, к которой зал не проявил ни малейшего интереса. Они пытались раскачать нас в течение 30 минут, но это выходило довольно вяло. Неожиданно в зале погас свет, и весь зал начал скандировать имя Queen. Все встали, тем самым лишив девятилетнего ребенка возможности увидеть, как музыканты выходят на сцену. Несмотря на это, шоу подарило мне несколько необыкновенных впечатлений. Во-первых, запомнился очень мощный звук, к которому было сложно привыкнуть в первое время. Во-вторых, меня потрясло настоящее световое представление, устроенное группой.
Но больше всего мне запомнился Фредди Меркьюри. Он вышел на сцену в ослепительно белом костюме, но для второй половины концерта выбрал тёмный наряд, который смотрелся невероятно гротескно. Фредди постоянно находился в движении, даже когда играл за роялем. Он очень быстро перемещался по сцене, вынуждая зрителей подпевать его песни.
Этот концерт оставил довольно смешанные чувства. От мощного звука у меня несколько дней болели уши, но мой старший брат дал мне какую-то пилюлю, с очень неприятным вкусом. Гораздо более стойким было ощущение, что я побывал на своем первом рок-концерте, и это был удивительный опыт. К сожалению, брат больше не брал меня с собой на концерты, предпочитая в этом случае более приятную компанию. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я снова попал на концерт Queen, который прошел 6 декабря 1980 года в Бирмингеме. Это был концерт, который действительно взорвал мой разум и превратил меня в многолетнего поклонника группы. Но первые ростки взошли шесть лет назад и остались со мной навсегда».
Воспоминаниями о выступлении группы в Victoria Hall в Хэнли, Сток-он-Трент, Великобритания, (31.10.1974) поделился на официальном форуме Queen Крис Вуд.
«Это был один из лучших периодов в моей жизни. В 1973 году я успешно окончил школу, устроился на работу, где мне предложили (как и большинству молодых людей, не имеющих опыта) очень скромную зарплату. Чтобы купить свой первый музыкальный проигрыватель, я был вынужден экономить, поэтому все выходные проводил дома. Тогда моими фаворитами были Queen и The Sweet, пластинки которых я и мечтал приобрести в будущем. Обе группы оказали глубокое влияние на мое музыкальное воспитание. У них был отличный визуальный ряд, превосходные вокальные гармонии и два лучших, на мой взгляд, соло-гитариста всех времен – Брайан Мэй и Энди Скотт. Все это повлияло на мое решение профессионально заниматься музыкой.
Первой песней Queen, которую я услышал в нашем музыкальном магазине, стал сингл «Seven Seas Of Rhye». Незадолго до этого они выпустили классический альбом «Queen II», который кажется мне привлекательным и в настоящее время.
Прекрасно помню утро субботы, когда я сидел на кухне и пил чай с домашним печеньем, которое испекла мама. Неожиданно в дверях появился мой школьный приятель Артур и сообщил, что Queen собираются гастролировать по Великобритании.
Сток-он-Трент никогда не был рок-н-ролльной столицей мира, хотя мы могли бы похвастаться парочкой неплохих музыкальных площадок. Главным из них был Victoria Hall – холодный и похожий на пещеру зал, в котором чаще всего играл симфонический оркестр. Иногда, правда, здесь выступали такие группы, как UFO, Budgie и им подобные, но шоу Queen все ждали особенно.
Это был уже второй визит группы в мой родной город (о первом я не подозревал довольно долгое время). Кажется, в первый раз они приехали в Хэнли вместе с Mott the Hoople в ноябре 1973 года. Некоторые мои знакомые, посетившие тот концерт, позже рассказывали, что ребята из Queen звучали гораздо лучше самих хедлайнеров!
Чтобы поскорее убедить своих друзей пойти на новое шоу Queen, я купил три билета по 80 пенсов (если бы только цены на билеты были все такими же демократичными!). Здание Victoria Hall было главной достопримечательностью города, рядом с которым располагались и другие архитектурные постройки, в том числе мой дорогой колледж. Представьте, как я был потрясен, когда однажды увидел огромный цветной плакат, рекламирующий выступление Queen! Я быстро подошел к стенду, осторожно свернул плакат и уверенно зашагал к дому. Тогда я был невероятно смелым! Пурпурно-золотой плакат по-прежнему является одной из лучших концертных афиш, которые я когда-либо видел. Он всё ещё висит на моей стене, вызывая зависть у всех наших друзей и знакомых.
Шоу началось примерно в половине десятого вечера, что было обычной практикой для рок-группы. Большую часть концерта музыканты выступали в белых и черных «ангельских крылатых костюмах», разработанных Зандрой Роудс.
После исполнения заключительной песни «Son and Daughter» Фредди сообщил, что они скоро выпустят новый альбом. Это известие зал встретил овациями, которые не стихали до первого выхода Queen на бис. Конечно, концертный звук нельзя назвать идеальным, но это, скорее всего, было связано с техническими возможностями Victoria Hall. Тем не менее музыканты отыграли великолепный концерт, собравший многочисленную и разновозрастную аудиторию. Единственное, что заставляет меня сожалеть – что я так и не решился пойти за кулисы, чтобы попросить автограф. Об остальном многие не могут и мечтать в наше перенасыщенное время».